Исламская ситуация совершенно от этого отличается. Очень немногие мусульманские культуры развивались в демократическом направлении. Исламисты, в беспощадной битве за власть, преуспели в установлении временного контроля над государством – в Судане, Пакистане и Афганистане. В Саудовской Аравии и Иране этот контроль превратился в постоянный. Там, где исламистская волна ослабла или была остановлена (Пакистан, Египет, Алжир), это произошло благодаря безжалостным действиям военных, которые ограничили демократические институты, защищавшие светские правительства. Взаимосвязь религиозного плюрализма, секуляризма и милитаризма (в Сирии, Пакистане и Турции) – вместо взаимосвязи с демократией – всегда были важным элементом в риторическом арсенале исламистов.
Там, где военные правят на протяжении длительных периодов армейской интервенции в политическую жизнь – как в Турции и Алжире, исламисты могут убедительно взывать к демократическим чувствам. Но там, где исламисты стоят у власти, как, например, в Иране, они будут всеми силами сопротивляться демократическому изменению – как противоречащему воле бога. Есть выходы из этой порочной спирали, но они требуют тонкой политической регулировки. Одним из примеров может стать Турция, где исламисты, ради политической победы, были вынуждены отказаться от наиболее жестких требований “ре-исламизации” общества. Другой предлагает Иордания, где исламистам позволено сидеть в парламенте и быть участниками политических дебатов.
Несмотря на эти очень реальные проблемы, призыв к свободе, даже замаранный подозрениями в коммерческой эксплуатации, находит отклик в душе народа. Исламизм, как и любой другой фундаментализм, лучше всего работает в оппозиции. Во власти он демонстрирует не меньшую склонность к коррупции и манипуляции идеологией, чем те системы, которые он пытается подменить. В предсказуемом будущем мусульманские националисты продолжат противостоять американской глобальной гегемонии, русскому империализму на Кавказе и израильскому покорению Палестины. Но в других аспектах мощь современной технологии работает на пользу Америки. В эпоху спутникового телевидения и интернета, плюрализм и многообразие превратились в выбор, а не стремление. Они стали динамической реальностью.
По материалам: Malise Ruthven. FUNDAMENTALISM THE SEARCH FOR MEANING. 2004