Книга Кепеля была опубликована до того, как исламисты установили контроль над Северо-Восточной Пограничной Провинцией в Пакистане, после выборов, навязанных Мушараффу Вашингтоном. Определенно, слухи о смерти исламизма в этих районах преждевременны. В долгосрочной перспективе, анализ Кепеля, может быть, и хорош, но на пути поджидает множество устрашающих опасностей. Очень скоро два исламистских режима, Иран и Пакистан, будут вооружены ядерной бомбой. – перспектива, опасность которой еще более усугубляется апокалиптическими фантазиями, возбуждающими и вдохновляющими некоторых детей Авраама. В Израиле-Палестине еврейские фундаменталисты, при поддержке израильской армии и протестантских экстремистов в Америке, сопротивляются давлению американского правительства, требующего передачи контроля над Палестиной – в ироническом “сговоре” с ХАМАСом и “Исламским джихадом”. Через три года после написания этих строк, иранский режим, при наличии у него ядерного оружия, сможет поддержать следующий раунд палестинской интифады. Поскольку у последнего уже давно есть ядерное оружие, сцена для последнего акта атомного Армагеддона, предсказанного и ожидаемого христианскими экстремистами в качестве необходимой прелюдии к возвращению Христа, будет готова. Этот мрачный прогноз, с еще большей силой, может быть применен в отношении Пакистана – государства , превратившегося в зону экономической и социальной катастрофы – по крайней мере, если сравнивать его с “политеистской” и “языческой” Индией. Куда более зловеще чем в Израиле-Палестине, апокалиптическое настроение в Пакистане фокусируется на “исламской бомбе” – для которой теперь есть усыпанные цветами святилища во всех главных пакистанских городах. Пакистанское поклонение бомбе может оказаться манифестацией теологического отчаяния. “Политеистская” Индия процветает, в сравнении с “праведным” Пакистаном. Также процветают другие языческие страны, вроде Японии и Южной Кореи. Поскольку Божий Манифест Победы, коим Аллах вознаградил Мухаммеда на поле битвы столь впечатляюще отказывается реализоваться, нам не остается ничего иного, как убить себя, и захватить с собой на тот свет как можно больше врагов.
Атаки 9/11 продемонстрировали всю опасность подобного взгляда на мир. Я уже объяснил, что их лидерами не были невежественные молодые люди из экономически отсталого региона, протестующие против несправедливостей мира. Нет, ими были привилегированные и разъяренные представители элит, которые могли много добиться в таких областях, как медицина, инженерное дело и архитектура. Их ярость – теологическая. Бог Битвы, который столь блистательно мерцает в воображении сынов Авраама, катастрофически их подвел. Их вера в добродушное и милостивое божество ислама начала колебаться. Их финальный акт – не жест исламского героизма, но выражение ницшеанского отчаяния.
Американские фундаменталисты – громадная головная боль для общества. Тоже самое, в общем, можно сказать о фундаменталистах Израиля, Шри-Ланки и Индии – но все они ограничены плюралистическими и демократическими системами, в которых оперируют.