К концу 19-го века произошла массовая миграция арабов Мавритании в регионы к северу от Гао. Арабы пришли на помощь кланам Кунта, воевавшим против туарегской конфедерации Ивеллмеден. Многие из этих мавританских арабов осели в регионе и сформировали племя, известное под названием Тилемси. Они были вассалами Кунта и платили им оброк. Наследники Тилемси превратились в успешных торговцев скотом и контрабандистов, чьи сети простирались далеко в Мавританию и Алжир. В последние десятилетия контрабанда превратилась не только в быстрый способ самообогащения для арабов “низших классов” в Тилемси и Тимбукту, она также стала средством получения политической, социальной и племенной независимости от их бывших хозяев. Этот процесс сопровождался глубоким и жестким социальным напряжением и зачастую – политическими беспорядками.
Современный Алжир, с его твердыми тарифами и мягкой валютой – настоящий рай для контрабандиста. Поезжай через Марокко – каждый тебе хочет что-нибудь продать. Поезжай через Алжир – и каждый хочет у тебя что-нибудь купить. Алжирское правительство установило абсурдные ограничения на перемещение продовольствия, товаров первой необходимости и скота через свои южные границы. По всей видимости, без препятствий через границу можно перемещать только второсортные и несъедобные финики. И, несмотря на это, практически все, что попадает в желудки обитателей Кидаль и Гао, было так или иначе доставлено из Алжира. И поток на юг других предметов необходимости, включая бензин, кажется постоянным и неудержимым. В такой атмосфере черная экономика процветает, и предоставляет множество возможностей сделать – или потерять состояние.
Но контрабанда – это не только деньги. Она предлагает ответ томлению и духовному поиску человека пустыни. Это – способ возвращения гордости, способ заставить извилины мозга шевелиться, способ противопоставить свою храбрость и физическую силу деспотическому контролю отдаленного Государства. Это – способ превращения в состоятельного человека, завидного жениха, которому с удовольствием отдадут в жены одну или более представительниц “хороших” семей. Это – способ превращения в капитал для собственного клана и племени, в “настоящего араба”, который чувствует гордость в своем сердце. Дорога контрабанды ведет к свободе и независимости – и кармана, и духа. Она позволяет юному арабу или туарегу снова почувствовать себя хорошо – после десятилетий засухи, деградации, мятежей против государства, социальных изменений и коллапса. Гнать новехонькую Тойоту Лэндкруизер через на лунные ландшафты Танезруфта, на скорости 120 км/ч, с карманом, набитым долларами – истинная мечта любого молодого жителя Сахары. Она сокрушает невыносимую тоску реальности – существование в какой-то отдаленной, всеми забытой деревне, без денег, без жены и без надежды. Это – мечта о свободе.
Материалы по теме :
Проблемы ре-оккупации северного Мали