Саудовский парадокс: война против экспансии исламизма

На протяжении некоторого времени наблюдатели за арабскими социальными сетями отмечали нарастающую, и, на первый взгляд невозможную и парадоксальную волну враждебности со стороны правящих режимов арабских деспотий в Персидском заливе по отношению к “политическому исламу”, исламизму и “Братьям-Мусульманам”. Ниже следует перевод статьи, первой на этому тему в арабской прессе. Она была напечатана в Al-Quds Al-Arabi – единственной лондонской арабской газете, не контролируемой саудовской монархией.

“У того, кто следит за прессой Залива, и саудовской прессой прежде всего, не может не сложиться ощущение яростной кампании, развязанной против “Братьев-Мусульман”, и, более широко, исламистских течений, а также против основных проповедников Залива. Влияние последних в последние годы значительно усилилось благодаря социальным сетям – facebook и twitter, и аппаратам служб безопасности соответствующих государств все труднее и труднее контролировать их активность – в отличие от ручной и подконтрольной прессы региона.

Пионером кампании стал генерал-лейтенант Дахи Халфан Тамим, глава полиции Дубаи. Он предупредил об ужасных опасностях, которые несут вместе с собой “Братья”, и его примеру последовали множество авторов в контролируемой прессе Саудовской Аравии и Эмиратах. И это происходит таким образом, что не остается никаких сомнений в том, что в открытии фронта против исламистов, будь то в Египте, где они победили, или в самих деспотиях Залива, санкционировано на самом верху.

Эта война против “Братьев-Мусульман”, и, возможно, позднее даже против салафитов, представляет собой крушение исторического альянса, на протяжении многих лет существовавшего между консервативными режимами Залива и подобными течениями. Этот альянс помог сохранить стабильность режимов и сокрушить лефтистские и националистические идеи, представлявших главную угрозу в глазах правителей региона. Основной вопрос сейчас – в чем причина внезапной перемены отношения в Заливе к идеологии “Братьев-Мусульман”, которая принималась и почиталась на протяжении более 80 лет. С целью контроля над молодежью Залива, интеллектуалам и профессорам “Братства” было даже дозволено подмять под себя образовательный сектор, навязать ему свои учебные планы и основать проповеднические и благотворительные ассоциации – и не только в Заливе, но и по всему миру. Почему эти отношения стратегической и теплой дружбы обернулись горькой схваткой между правящими режимами и “Братьями-Мусульманами”?

Ответ на данный вопрос может быть сформирован в следующих тезисах:

– Правительства Залива осознали, что “Братство” – глобальная сеть, которой управляет международное движение. Это означает лояльность ее локальных звеньев Высшему Руководителю в Египте, а не местным властям, и даже не лидеру “Братства” в той или иной отдельно взятой стране.

– “Братство” взяло под свой контроль процесс формирования будущих поколений, установив свои учебные планы и программы. Это привело к доминированию исламистов и в армии, и в структурах безопасности. “Братство” сейчас, как никогда раньше, технически готово свергнуть правящие династии Залива – и это их главный кошмар.

– После ослабления лефтистских и националистических течений десятилетиями репрессий и преследований, исламистские движения стали главными кандидатами на раздувание “Арабской Весны” и на смену режимов в Заливе.

– Религиозные и исламистские течения, в отличие от их светских конкурентов, имеют солидную и независимую финансовую базу, особенно, в Заливе. Их спонсоры контролируют крупнейшие компании и финансовые институты региона.

– Исламистские движения опираются на народную поддержку – благодаря тому, что их идеология сфокусирована на исламской вере. Их контроль над мечетями – прямой или косвенный – создает прекрасную пропагандистскую возможность, которой они и пользуются – минимум пять раз в день.

– Не-джихадистские исламистские течения, и, прежде всего, “Братья-Мусульмане”, практикуют самоконтроль и избегают любого открытого столкновения с государством. Этим объясняется молчание “Братства” в Египте в связи с атаками против его интересов в Дубаи. Никого не удивило то, что саудовские авторы обвинили “Братство” в применении принципа “такия” (притворство, манипуляция, скрытие собственных убеждений ради получения выгоды и преимущества или выживания. Особенно оскорбительно для исламистов, потому что является концепцией ненавистных еретиков – шиитов и алавитов).