Его участие в переговорах в двух последних случаях оказалось решающим, и свидетельствует о большом авторитете Бельмухтара в Сахаре. В сентябре 2008 он предложил обменять австрийцев на томящихся в тюрьмах Мавритании джихадистов и на большой денежный выкуп. В 2009 ему удалось забрать у первоначальных захватчиков канадских заложников себе, а затем получить за них выкуп в размере 5 миллионов евро и освобождение нескольких джихадистов из мавританских тюрем. Наиболее известным из них был Усама аль-Мердаси, захваченный малийцами в Тимбукту в 2008, по дороге в Сомали. Тот факт, что в каждом из этих случаев заложники были переправлены в Мали, породил слухи о том, что Бельмухтар поддерживает прямые контакты с малийскими военными и службами безопасности.
База действий Бельмухтара в Мали расположена в Азвад, и в зоне его досягаемости – границы Алжира, Мавритании и Нигера. Бельмухтар, между делом, занимался проповедованием салафизма во всех слоях азвадского общества – и среди туарегов, и среди арабов, и даже среди сонгай. И здесь ему сопутствовал успех – на фоне отсутствия иных проповедников и иных проповедей. Бельмухтар женился на именитой арабке из племени барабич, и наставлял своих бойцов жениться на местных, с тем, чтобы создать себе базу поддержки. Он также успешно пользовался коррумпированностью малийского чиновничества – в тот период, когда оно еще существовало в указанном регионе.
Любопытным штрихом к биографии Бельмухтара является его продолжавшаяся до самого последнего времени вражда с Абдельмаликом Друкделем, и, соответственно с “Аль-Каидой Исламского Магриба” (AQIM)(организация в которую смутировала GSPC). В октябре 2012 Algeria Times, со ссылкой на источники в алжирских спецслужбах, сообщила о том, что Друкдель “потребовал головы Бельмухтара”. В ответ взбешенный Бельмухтар “объявил войну всем группам, действующим под эгидой AQIM “. По этой версии, отношения Бельмухтара с AQIM особенно испортились в последнее время. Бельмухтар начала распространять слухи о том, что “Аль-Каида” активно сотрудничает с западными спецслужбами, с целью спровоцировать интервенцию НАТО в Сахаре.
“Аль-Каида”, в свою очередь, с подозрением относится к Бельмухтару, и распускает слухи о том, что он ведет переговоры с алжирскими властями о капитуляции. Теоретически, до рейда на Аменас, Бельмухтар попадал под действие алжирского Акта о Примирении – он не совершал массовых убийств, не подкладывал бомб в общественные места и намеренно не атаковал алжирские силы безопасности. В этом отношении, Бельмухтар мог пойти по стопам своего бывшего соратника в деле основания GSPC, Хасана Хаттаба, который в 2007 сдался властям Алжира. Более того, Хаттаб якобы несколько раз звонил Бельмухтару и пытался охмурить его прелестями алжирской мирной жизни. Более того, президент Алжира Абделазиз Бутельфлика якобы лично пообещал , что Бельмухтара за сотворенные им дела не выдадут из Алжира по требованию других стран.
Противоречия руководства “Аль-Каиды” и Бельмухтара достигли апогея в конце октября 2012. Друкдель заявил о смещении Бельмухтара с поста командира “Бригад в Масках”. Бельмухтар приказ проигнорировал, несмотря на давление со стороны шуры и авторитетов “Аль-Каиды” в Магрибе. Наглость Бельлмухтара объясняют его прямыми связями с разведками нескольких африканских государств и альянсом с террористической группировкой Ансар эд-Дин в Мали.
На фоне алжирской информации атака против завода в в Аменас может преследовать двоякую цель (кроме демонстрации глобальной джихадистской солидарности) – “реабилитация” в глазах кадров “Аль-Каиды Исламского Магриба” и новый вызов лидерству Друкделя.
По материалам:
Andrew Black Mokhtar Belmokhtar: The Algerian Jihad’s Southern Amir, Jamestown Foundation, May 9 2009
Algeria Times, October 6, October 22 2012
Материалы по теме :