С юного возраста Мухтар был зачарован афганской войной. Поворотным пунктом в становлении личности стало убийство в 1989 году Абдуллы Аззама – палестинского проповедника, одного из самых значительных организаторов антисоветского джихада в Афганистане, основателя ХАМАСа и Лашкар-е-Тайба. Аззама в Пешаваре взорвали свои.
В 19 лет Бельмухтар приехал в Афганистан, где прошел подготовку в лагере “Аль-Каиды” в Джелалабаде. В Афганистане Бельмухтар познакомился со всеми светилами современного джихадистского мира, включая Абу Катада, Абу Мухаммеда аль-Макдиси и Абу Талаля аль-Масри. Бельмухтар утверждает, что “прошел через все фронты – от Кардиза до Джелалабада и Кабула”. Никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть его афганские рассказы.
Бельмухтар вернулся в Гардайя в начале 1993. Его возвращение произошло примерно через год после того, как алжирские военные аннулировали победу на выборах Исламского Фронта Спасения (FIS), что послужило началом алжирской гражданской войны – одной из самых кровавых в современной истории. Подробнее об этом – здесь).
Бельмухтар организовал в Гардайя Шахада Катибат – “бригады мучеников”. Бригады позднее распространили свою деятельность на Сахару и стали составной частью Группы Исламская Армия (GIA). Бельмухтар, вместе с Хасаном Хаттабом был одним из основателей Салафитской Группы Проповеди и Войны (GSPC). Бельмухтар отвечал за южную зону, и все более концентрировался на обеспечении поставок оружия и военных материалов северным товарищам. Несмотря на бурную контрабандистскую деятельность, группа Бельмухтара иногда находила время на стычки с алжирскими силами безопасности. Его подразделение стало называться Бригады аль-Мульатхамин (надевшие маски). Среди перечня подвигов Бельмухтара – принуждение ралли Праиж-Дакар изменить маршрут в 1999 году (ралли было вынуждено отказаться от нигерского этапа). Позднее Бельмухтар заинтересовался Мавританией, где его банда, численностью 100-150 человек, атаковала военную базу, убив 15 и ранив 17 солдат.
В 2003 году случился кризис. Основатель и лидер GSPC Хасан Хаттаб (до 1989- алжирский десантник) отошел от руководства, и, по некоторым данным, раскаялся. Группа выбрала нового эмира, но им не стал Бельмухтар – обладатель самой впечатляющей биографии во всем исламском Магрибе. Вместо него эмиром назначили Набиля Сахрауи, который через некоторое время был убит в перестрелке с алжирскими силами безопасности. Новым эмиром стал малоизвестный и неопытный ( по версии Бельмухтара) Абдульмалик Друкдель. На самом деле, Друкдель несколько старше Бельмухтара, также воевал в Афганистане, и своим кумиром считает покойного главаря “Аль-Каиды в Ираке – “Исламского Государства Ирак” (описано здесь) Абу Мусаба аз-Заркауи. В память об убиенном американцами Заркауи, Друкдель взял себе его военный псевдоним – Абу Муссаб Абдельвадуд.