Ливанская газета с подходящим названием as-Safir (Посланник) опубликовала статью о возобновлении контактов в области безопасности между режимом Башара Асада и Саудовской Аравией.
Статья указывает на то, что во время своего выступления в Дамаске Асад не упомянул Саудовскую Аравию – хотя и обвинил другие государства в том, что они финансируют, вооружают и поддерживают мятежников.
Журналист as-Safir Дауд Раммаль, на основании беседы с анонимным высокопоставленным иностранным дипломатом в Бейруте, сообщает, что Асад промолчал “из-за изменения позиции Саудовской Аравии и Египта относительно сирийского конфликта”. Изменение выражено в выступлениях министров финансов двух государств. Министры призвали к “политическому решению” в Сирии.
Дипломат утверждает, что “саудовцы вновь открыли каналы сотрудничества с сирийским режимом в области безопасности. Каналы были закрыты из-за ошибочного предположения саудовцев о неминуемом крахе режима”.
Саудовцы опасаются, что вооруженные и финансируемые ими группы атакуют королевство после свержения Асада. Эти страхи особенно усилились после взрыва в здании МВД в Эр-Рияде.
Более того, группа стран внутри Совета Кооперации Стран Персидского Залива заняла жесткую позицию в отношении “Братьев-Мусульман”. Кроме очевидного противостояния ОАЭ и “Братства”, следует упомянуть “позитивную роль султаната Оман” и “противодействие Кувейта сирийским экстремистским группировкам”.
Дипломатический источник сообщает: “Все вышеизложенное вынудило Саудовскую Аравию восстановить каналы связи с Дамаском. Коммуникации осуществляются под присмотром сына саудовского монарха, принца Абдуль Азиза бин Абдуллы. Встречи происходят на иорданской территории в присутствии офицеров иорданской разведки.
Большую роль сыграла политическая и военная позиция Иордании, власти которой опасаются, что рост исламизма, спонсируемого Катаром, превратился в самую серьезную угрозу Хашимитскому престолу.
Источник as-Safir перечисляет факторы, побудившие саудовцев к восстановлению контактов с Асадом:
Твердость Асада и его армии на протяжении последних 22 месяцев
Растущая роль салафистких сил в Сирии и страх того, что их влияние распространиться на Саудовскую Аравию и другие страны.
Позиция, занятая государствами Залива, прежде всего ОАЭ, и их прямая конфронтация с “Братьями-Мусульманами”.
Переизбрание Барака Обамы и назначение Джона Керри, рассматриваемого в качестве друга Асада, на должность госсекретаря. Растущая тревога в Великобритании в связи с новым поколением салафитов и последователей “Аль-Каиды”, готовых перенести террористическую войну в Европу.
Заявление российского министра иностранных дел сергея Лаврова о том, что Запад “молится” на то, чтобы Россия и Китай продолжали пользоваться правом вето в Совете Безопасности для блокирования любого шага против Сирии.
Объявление Асада о досрочных парламентских выборах, которое свидетельствует об уверенности в себе. Более того, Асад знает, что часть сирийцев, некогда симпатизировавшая оппозиции, теперь от нее отвернулась – из-за деяний “Аль-Каиды” и ее отростка – Джабхат ан-Нусра, стремящейся установить исламский эмират в Алеппо.
Источник as-Safir: “Достаточно поразмышлять над содержанием речи Асада, чтобы осознать тот факт, что режим, в принципе, контролирует обстановку на местах. Режим сейчас выбирает новый подход, сосредотачивается на городах и на создании “пояса безопасности вокруг Дамаска, с тем, чтобы не допустить террористических атак в столице”