Джабхат ан-Нусра (“Фронт Помощи народу Леванта от Муджахеддинов Леванта и с полей сражений джихада”) является, пожалуй, наиболее известной, наиболее беспощадной и все более усиливающейся группировкой террористов внутри сирийского джихада.
Джабхат ан-Нусра заявила о своем рождении в видео, распространенном 10 января 2012 года. За видео последовала впечатляющая серия атак смертников и подрывов заминированных автомобилей в городских центрах. Атаки были тщательно засняты на видео, отредактированы и с гордостью выложены в сети. Группировка также “прославилась” уничтожением видных фигур режима, журналистов и мирных граждан.
До самого последнего времени, группа считалась “элитистской”, с большим количеством иностранных боевиков. Они редко вступали в открытый бой с силами безопасности. Мелкие террористические группы Джабхат ан-Нусра воевали вместе с Сирийской Свободной Армией (FSA) и прочими джихадистами в Идлибе, Дейр аз-Зур и Алеппо. В Алеппо в середине августа местный командир Джабхат ан-Нусра , Абу Ибрахим, утверждал, что под его командованием воюют 300 боевиков. Группа была особенно активна в Дейр аз-Зур, где вступала в прямые столкновения с правительственными силами. Одновременно, судя по заявлениям вожаков группировки, особое внимание уделяется Дамаску и окрестностям.
Джабхат ан-Нусра пытается тщательно предотвратить обвинения в “джихадизме иракского типа” – а именно, безразборной бойне гражданских лиц. В марте, после взрыва одного из зданий разведки в Дамаске, в преимущественно христианском квартале, боевики выпустили заявление, в котором говорилось: “Мы информируем христиан, что они не были целью”. Алавиты, однако, не включены в рамки “толерантности” джихадистов. Также можно в сети обнаружить видео , на котором боевики раздают продовольствие и боеприпасы жителям “освобожденных” деревень.
Скорее всего, Джабхат ан-Нусра возникла на руинах террористического орудия “Аль-Каиды” в Ираке – “Исламского Государства Ирак”, и была основана выжившими сирийскими и прочими левантинскими джихадистами, воспользовавшимися уже существовавшей инфраструктурой, описанной в предыдущих постах. Косвенными подтверждениями этому является то, что международные джихадистские форумы немедленно приветствовали появление группировки, и всегда называют ее заявления “информацией из достоверных источников”. Группировка, по крайней мере, в начальный период существования, была активна в традиционных точках перехода в Ирак – Майадин, Абу-Кемаль и Дейр аз-Зур. В июле несколько членов Джабхат ан-Нусра в Идлибе подтвердили, в интервью Time, наличие “иракского опыта”, а также присутствие среди них боевиков из Кувейта, Ливии и Казахстана.
По информации источника Арона Лунда – человека, располагающего связями с Джабхат ан-Нусра в Идлибе, организация была создана “сирийцами, имеющими сильные связи с “Аль-Каидой” и обладающими боевым опытом в Афганистане, Сомали и Ираке, людьми с налаженными каналами получения и оружия, и денег”. Группа принимает иностранных волонтеров. Их роль, как и в иракском джихаде – выполнение суицидных миссий или обучение боевиков . Тот же источник утверждает, что основатели группы известны своим коллаборационизмом с режимом Асада во время иракского джихада. Это дает почву для спекуляций о том, что ее деятельностью, возможно на начальном этапе, пытались манипулировать из Дамаска.
И Сирийский Национальный Совет, и Свободная Сирийская Армия несколько раз выдвигали подобные обвинения, хотя и не поспешили предоставить конкретных доказательств. Тем не менее, ведущие теологи сирийского джихада, прежде всего, Абу Башир эль-Тартуси, предпочитают держаться от Джабхат ан-Нусра подальше и подвергают ее “терроризм” резкой критике.