Последний бросок на юг. Луи IX и Седьмой Крестовый Поход

Крестовые походы Людовика IX стали одновременно и кульминацией, и началом конца движения крестоносцев. Ни одна из более ранних экспедиций не была настолько хорошо организована и профинансирована, ни у одной не было более вдохновляющего лидера, ни у одной не было лучших шансов на успех. Крестовый поход 1249 года был последним чистосердечным усилием христианства против неверных. На это предприятие взирали с дружественным интересом даже там, где ревниво относились к лидерству французского короля и с подозрением – к политике Папы. Но сам масштаб предпринятого усилия привел к сильнейшему разочарования в момент его краха. Если Луи, самый богатый и могущественный повелитель в Европе, не сумел покорить мусульман, и отбить у них святые места, кто еще сможет? Этот провал Луи привел к потере уверенности, колебаниям и даже цинизму, которые ослабили последующие крестовые походы.

Великие надежды, с которых начался поход были связаны, в первую очередь, с характером и способностями его лидера. Приверженность Луи идеалам крестоносцев была ясна даже скептически настроенному Фридриху II. Он принял крест – но не из-за давления общественного мнения или эмоциональных призывов духовенства. Любовь к славе и погоня за прибылью были одинаково чужды его природе. Он принимал свои решения без помощи семьи и советников, но в тот момент, когда он решил, что благополучие его собственной души и христианства зависят от крестового похода – он уже никогда не оглядывался назад. Он не был ни неохотливым крестоносцем вроде Филиппа Августа, ни нетерпеливым вроде Ричарда Львиное Сердце. Он был готов посвятить все свое время, деньги и энергию крестовому походу. Потеря возможностей для расширения его королевства, скука от затяжного периода чисто оборонительных операций не стали причиной потери интереса для него. С 1245 по 1270 крестовые походы были основой его внешней политики. Он сделал все ради поддержания мира в Европе, с тем, чтобы христианство могло объединиться против сарацин. Его целеустремленность и его свобода от эгоистических мотивов принесли ему множество поклонников и всеобщее уважение.

К этим качествам характера следует добавить реальные способности военного министра. У Луи был и опыт, и терпение, необходимые для организации армии, и он окружил себя людьми, которые знали, как осуществить его планы. Он сумел преодолеть практически все материальные трудности – финансирование, транспорт, снабжение Он не только собрал и оснастил большую армию: ему удалось привести ее на поле боя без гигантских потерь в людях и материалах, которыми характеризовались все прежние подобного рода экспедиции. Его храбрость вдохновляла армию, но он никогда не поддавался опрометчивости, которая уничтожила так много бравых лидеров. Его главной слабостью были слабые способности полководца – он был лучше в организации армии, чем в командовании на поле боя – но даже в этом отношении он был ничем не хуже других лидеров крестовых походов.