Будущее Еврабии. Демографический прогноз III

Концентрации мусульман в Европе

Наиболее остро социальное изменение, порожденное демографией, ощущается в зонах городской застройки, которые, как правило, получают наибольшее количество иммигрантов. Это особенно заметно в классах начальной и средней школы и в родильных домах. Новые популяции, как правило, более молоды и плодовиты, чем стареющее аборигенное население. В Амстердаме в 2004 году 49% от населения в 739 тысяч были не голландского этнического происхождения (потомки иммигрантов с Антильских островов, из Турции и Марокко). Иммигранты уже были большинством среди населения в возрасте младше 25 лет. И это в стране, где доля мусульман в населении составляет 9%. Очень часто урбанистический эффект многократно усиливается возрастной структурой меньшинства. Так, например, в Британии каждый пятый ребенок рождается от матери, рожденной за пределами королевства, но в Лондоне – каждый второй.

В Италии лишь 5% – иммигранты, но 15% рожениц Рима в 2004 были уроженками других стран. В Турине таких матерей – 25%. В Москве за “русским” характером города скрывается стремительное этническое изменение. В 2008 году бюро статистики города опубликовало исследование, согласно которому у 30% новорожденных – мать, рожденная за пределами России. Это исследование почти наверняка недооценивает уровень молодого иммигрантского населения – большая часть мигрантов является нелегалами.. Большинство этих людей- из нищей постсоветской Средней Азии, или выходцы с Кавказа. В целом, несмотря на десятки миллионов просмотров видео Muslim Demographics в You Tube, мы не увидим Еврабию в ближайшие 50 лет – кроме как в родильных домах и в школах больших городов. Тем не менее, происходящее будет значительным. хотя и не приведет к немедленной культурной трансформации. Большой сдвиг, если и произойдет, то в период 2050-2100 годов – и к тому времени еще много чего может измениться.

Мусульманская идентичность в Европе

Либеральные оптимисты, утверждающие, что мусульмане пойдут по тропе испаноговорящих в Америке ошибаются. Небольшая и растущая доля мусульман женится за пределами общины и струйка секуляризуется. Но темп этого изменения слишком медленный. Также следует учитывать тот факт, что ислам является надэтнической, цивилизационной идентичностью. Религия может процветать в секуляристском окружении, когда она служит в качестве подпорки идентичности. Это позволяет ей оставаться релевантной и устоять перед лицом эрозии.