Смертельные объятия: Америка, Пакистан и будущее глобального джихада

Идея Пакистана была рождена на берегах реки Кем в Восточной Англии в 30-х годах. Студент Кембриджского Университета, Чудхури Рахмат Али, вообразил себе мусульманское государство, образованное союзом нескольких контролируемых британцами территорий и княжеств в северо-западной части субконтинента. Он назвал это новое государство “Пакистан” в памфлете Now or Never, Are We to Live or Perish Forever?, опубликованном в 1933 году. Название Пакистан на деле является сокращением названий – Пенджаб, Афгания, Кашмир, Синд и Белуджистан. В персидском и урду Пакистан также означает “земля чистых”. Бросается в глаза в этом видении Али отсутствие восточной провинции Бенгалия, в которой в тот период жило больше мусульман, чем в любой другой провинции британского Раджа. Этот пробел в будущем повлек за собой самые плачевные последствия.

Несмотря на то, что Али был сильным игроком в движении за Пакистан в самой Великобритании, главным действующим лицом в самой Южной Азии был Мухаммед Али Джинна, также известный как Баба аль-Куам (отец отечества) и Каид-е-Азам (великий лидер). Джинна и его Мусульманская Лига возглавили борьбу за независимость. Можно сказать, что ДЖинна изменил карту Южной Азии, и без него Пакистана на ней попросту не было бы. неудивительно, что его портрет украшает каждое государственное учреждение в стране.

К несчастью, раздел Южной Азии в 1949 привел к гибели более одного миллиона человек, и к одному из самых больших трансферов в истории человечества, в ходе которого миллионы индусов и сикхов пытались найти для себя новый дом на субконтиненте. Регион и мир все еще не пришли в себя от последствий этого раздела.

Во многих отношениях Джинна представляется странным кандидатом на роль создателя первого в мире мусульманского государства. Он пил алкоголь, курил по 50 сигарет в день и одевался как получивший английское образование адвокат, которым он и был. Согласно его биографу, Стэнли Волперту, он никогда не носил один и тот же галстук дважды и в его гардеробе насчитывалось более 200 костюмов купленных на Savile Row. В 1946 The new York Times писала, что Джинна – самый элегантный человек Британской империи. На определенном этапе ему принадлежали семь квартир в лондонском районе Мэйфэйр. В 1930 Джинна пытался избраться в британский парламент – но не смог пробить существовавших тогда расистских барьеров британской политики. Если бы британцы приняли Джинну как равного, он, скорее всего, прожил бы остаток жизни в Лондоне. Индийский биограф Джинны, Джасвант Сингх писал: “Джинна был предан своим костюмам-тройкам, своему лорнету и своему мундштуку”.

Очевидно, что представление Джинны о Пакистане не имеет отношения к религиозному благочестию. Он был мусульманином-шиитом в стране, где больше 90% мусульман были суннитами. Он не тратил свое время на посещение мечетей и изучение Корана. Экстремизму также не было места в системе его воззрений. На субконтиненте существовала джихадистская традиция, восходящая Индийскому Восстанию 1857 года (которое в Индии все чаще называют первой войной за независимость) и последующему основанию движения Деобанди. Восстание привлекло большое количество джихадистов, воевавших за восстановление мусульманского правления на субконтиненте. После того, как британцы восстановили контроль, часть этих боевиков основала мадрасу у города Деобанд, с целью распространения своих фундаменталистских взглядов. Джинна никогда не был Деобанди.