У сторонних наблюдателей сирийского конфликта может сложиться впечатление что сирийская арабская армия, вместе с так называемыми Силами Национальной Самообороны остаются доминирующей военной силой под командованием президента Башара Асада.
Пресса рисует образ “армии, воюющей на всех фронтах” – и только иногда упоминает Силы Самообороны – и еще реже “союзников”.
Дьявол, как известно, в деталях. И действительно, более подробное изучение фактов рисует совершенно иную картину. И САА и СНО находятся практически на грани исчезновения.
Из-за уклонизма и из-за дезертирства – и в не меньшей степени из-за того, что Асады всегда скептически воспринимали лояльность армии – САА так никогда и не удалось полностью мобилизоваться.
Ни одна из 20 формально числящихся в составе в армии дивизий не сумела выставить на поле боя более трети номинального состава. В результате перед нами 20 тактических подразделений бригадного уровня – с численностью от двух до четырех тысяч человек, ослабленные волной дезертирств и тяжелыми потерями, причиной которых является некомпетентность сирийских командиров.
Неудивительно, что режим ощущал критическую нехватку личного состава уже летом 2012. Эксперты корпуса стражей исламской революции пришли тогда к выводу о том, что подразделения, организованные по сектантскому и политическому признаку будут гораздо эффективнее, чем то, что осталось от сирийских вооруженных сил.
Так режим, вместе с Ираном, создал Силы Национальной Самообороны, про-правительственную милицию, действующую в качестве резервного компонента армии. Созданная по образу и подобию иранского ополчения Басидж, эта милиция формализовала статус сотен “народных комитетов” БААС, созданных в 80-х.
Иранцы утверждают, что в результате создана военная сила численностью 100 тысяч человек. Более того, СНО стала катализатором превращения сирийской армии в винегрет сектантских милиций.
Это происходило так: КСИР и различные местные и внешние силы стали спонсировать отдельно взятые батальоны СНО. Среди них – партия БААС, Социал-Националистическая Партия Сирии, группы палестинских беженцев, живущих в Сирии на протяжении многих десятилетий – Народный Фронт Освобождения Палестины -Генеральное Командование, Армия Освобождения Палестины и даже христианские батальоны Гозарто.