Путин превратил Сирию в свою личную игровую площадку

Военный обозреватель израильской газеты Гаарец Цви Барель опубликовал статью, в которой излагает свое видение происходящего вокруг Алеппо.

В принципе, ситуация, сложившаяся в Алеппо не выглядит вдохновляющей для мятежников. Более 60 тысячам семей, живущих вне зоны правительственного контроля, скоро неоткуда будет получать горючее для обогрева домов и для печей хлебозаводов. Также есть сомнения в том, что ситуация может улучшиться – ввиду продолжающихся массированных бомбардировок российской авиации. Пути подвоза продовольствия, топлива, оружия, лекарств в “освобожденные” части Алеппо закрываются один за другим. В самом городе Алеппо 350 тысяч человек живут под контролем мятежников – и очень скоро им придется стать свидетелями уличных боев.

Пока еще рано говорить о том, что судьба Алеппо предрешена. Никто не может предсказать исход боев в зоне плотной городской застройки, никто не может сказать с уверенностью, что Россия продолжит бомбардировки и распространит их на крупнейший город Сирии, что неизбежно повлечет значительные жертвы среди гражданского населения. Несмотря на общую стратегию России, Ирана и Сирии сомнений нет: Россия не воюет для Асада, Россия не воюет для того, чтобы Иран похитил плоды ее победы, если ее удастся добиться. Если первоначально разведки различных государств, в том числе и Израиля предполагали, что Россия ставит перед собой ограниченные цели стабилизации фронтов,и поспешили вынести приговор о неспособности сирийской армии добиться перелома, теперь настало время переоценки подобных теорий. России на деле удалось добиться стратегического перелома – не только потому, что она оказывает военную помощь сирийской армии, но и потому, что ее активность в Сирии не позволяет действовать на этой территории никому другому – ни американцам, ни туркам, ни европейцам за пределами того, что она, Россия, им позволит.

Более того, Россия создала видимость того, что она одна является силой, которая в состоянии стабилизировать всю страну – перед лицом многочисленных оппозиционных милиций и движений, оказавшихся не в состоянии достигнуть политического соглашения и сформировать переходное правительство. Россия превратила Сирию в свой единоличный проект. Российская монополия ставит США и Европу перед свершившимся фактом. Любой, кто хочет работать в Сирии будет вынужден либо пойти на столкновение с Россией, либо действовать в соответствии с установленными ею правилами. Поскольку у Вашингтона нет никакого желания к столкновению с Россией из-за Сирии, и одновременно нет возможности добиться консенсуса среди оппозиции, ему остается лишь кусать ногти и со стороны наблюдать за наступлением России.

При этом, с точки зрения Вашингтона, “русское решение” не обязательно самое плохое. Если кто-то хочет реально разгромить ISIS, ему необходима стабильная и сплоченная Сирия – и Асад может ее гарантировать. Но и за этой концепцией – очередной блеф. Кто сказал, что Асад будет воевать с ISIS, а не сотрудничать с ним? Но даже если предположить, что Россия и Асад будут воевать с ISIS – Россия тот, кто будет устанавливать правила игры.

В любом случае, в этом нет ничего радикально нового. Даже до начала гражданской войны Россия и Иран, с одной стороны, Саудовская Аравия и США с другой, дергали за ниточки и определяли то, что происходит в Сирии. Новизна будет заключаться в том, что Россия окажется предпочтительнее Ирана. Последний несколько оттеснен от центра сцены, в особенности во всем, что касается политических решений. Иранское руководство не слепо, но в настоящий момент оно не в состоянии предоставить Сирии то, что дает ей Россия – современные вооружения и амуницию. В этом соревновании между Россией и Ираном, интересно отметить, что иранская пресса в последние дни полностью игнорирует роль атак российской авиации. Если читать только иранскую прессу, то создается впечатление того, что все победы одержаны исключительно корпусом стражей исламской революции, “Хизбаллой” и сирийскими силами.

И на другой стороне уравнения Саудовская Аравия внезапно проявляет желание послать сухопутные войска в Сирию. Но несмотря на то, что Пентагон “приветствовал” саудовские намерения, рано сдерживать дыхание. Ничего не ясно – ни сколько войск будет направлено, ни куда, ни кто ими будет командовать . Неясен также самый главный вопрос – предоставят ли Турция и США “зонтик” – защиту от воздушных ударов подобной коалиции. Короче говоря, все это выглядит не более, чем пробный баллон, сдувшийся еще до того, как его накачали до предполагаемого размера.

Подобные эксперименты вообще не стоило бы устраивать, если западные и арабские коалиции желают сохранить хотя бы некую видимость приличий. Несмотря на море громких заявлений, эти коалиции пока еще никак себя не проявили, а их участники не получили медалей. В общем, “война против ISIS” скукоживается на фоне того, как Владимир Путин демонстрирует применение своего чеченского опыта в Сирии.