Алжир и синдром Рушди. Тотальная культурная война

Другим повезло меньше. В июле 1994 тренер алжирской женской сборной по дзюдо Хурия Зайдат получила угрожающее сообщение, требовавшее от нее оставить спорт. Через неделю пять вооруженных боевиков вломились в ее дом, связали ее, ее мать, трех братьев и сестер и на их глазах перерезали горло ее 16-летнему брату. Через год террористы убили ее мать, а затем ее брата. Несмотря на это, она отказывалась сдаться, выступала на арене и ходила в шортах. Она всегда носила с собой пистолет.

Тотальная война против культуры в Алжире началась 14 марта 1993 года. В этот день был убит Хафид Сенхарди, один из наиболее смелых критиков политического ислама и член Комитета Национального Спасения (группы, требовавшей отмены выборов). Он открыто призывал к отмене итогов выборов января 1992 года, давших победу FIS.

Через два дня после этого был убит Джилали Лиабис, известный ученый, и бывший министр образования. 17 марта был убит известный врач и политический активист Лиади Флиси.

Эти убийства ознаменовали начало тотальной войны исламистов против алжирской культуры и интеллектуалов. В первую очередь, уничтожали журналистов. Шоком для всего алжирского общества стало убийство Тахара Джаута, – известнейшего публициста и редактора нескольких журналов. Джаут бескомпромиссно критиковал и политический ислам, и систему государственной коррупции. Его любили за его бодрый и неустрашимый нрав, за его искрометный юмор. Ему было всего 39 лет, но он считался самым обожаемым алжирским писателем своего поколения. Он начала свою карьеру в франкофонском журнале El Moudjahid, который после деколонизации перешел в собственность государства и считался официальным органом FLN. С 1980 он также работал в Algérie-Actualité, где прославился как иконоборец и энергичный критик культурных норм. После короткой эйфории 1988 Джаут осознал, что страна катится в пропасть, а военные, под предлогом борьбы с исламистами, первым делом, уничтожат либеральные течения.

Незадолго до смерти Джаут написал поэму:

ММолчание – смерть
И если ты не скажешь ничего – ты умрешь
И если ты заговоришь – ты умрешь
Так умри, но скажи
И даже если ты заговоришь, ты умрешь
И если ты промолчишь, ты умрешь
Так умри, но скажи

26 мая 1993, когда Джаут садился в свою машину, ему три раза выстрелили в голову. Он пролежал пять дней в коме и умер в госпитале.

Через несколько дней алжжирское ТВ показало запись “признаний” Абделлаха Белабасси, главы группы убийц, якобы связанных с GIA (Groupe Islamique Armé). Позднее Белабасси отказался от своих показаний, заявив, что их вырвали под пыткой. Позднее его оправдал суд. Убийц Джаута не нашли. На похороны писателя пришли десятки тысяч человек.

К 1995 году более 200 ведущих алжирских журналистов были вынуждены бежать из страны. 58 были убиты.

По материалам: James D. Le Sueur Algeria since 1989: Between terror and democracy