Прикладная клептократия. Случай Банка Россия II

Тут появляется господин Ковальчук. В декабре 1991 года он и небольшая группа друзей смогли получить в долг от производителя обуви некую денежную сумму, на которую и купили загибавшийся банк. Среди этой группы инвесторов были еще три человек из института Йоффе – физик Виктор Мячин, Андрей Фурсенко и Владимир Якунин – бывший глава отдела международных отношений института.

Обновленный банк быстро превратился в любимца городских властей. В него по указанию мэра перевели на обслуживание несколько крупных счетов. Деловые отношения, между тем, перерастали в глубоко личные.

В 1996 господин Путин присоединился к группе из семи бизнесменов, организовавших дачный кооператив Озеро. Члены кооператива имели необычайно большое влияние на последующую политическую и экономическую историю России. Кроме Путина, Якунина, Ковальчука. Мячина, Фурсенко и его брата Сергея, среди них были Николай Шамалов, возглавивший петербургский офис Siemens и купивший значительный пакет акций Банка Россия, и Владимир Смирнов, бизнесмен, получивший эксклюзивные права на поставки бензина в Петербург.

Господин Тимченко, торговец нефтью, позднее купил акции Банка Россия через свою компанию. Господин Варнинг, немецкий банкир и шпион Штази, также оказался в совете директоров банка (когда супруга господина Путина сильно пострадала в ДТП, господин Варнинг организовал оплату ее лечения в Германии).

И тут же рядом оказался господин Ролдугин, виолончелист: “Мне надо было немного денег. А денег на искусство нигде не было”. Его инвестиции прошли через “серию манипуляций” и ему самому пришлось брать в долг. Сегодня он владеет 3,2% акций Банка Россия.

Немногие люди и сейчас осознают, что в центре российского процветания находился круг тесно связанных с господином Путиным людей, и их история может превратиться в предмет изучения легализованной клептократии.

За год до того, как господин Путин стал президентом, Банк Россия сообщил о менее чем миллионе долларов прибыли. Он начал быстро расти, но фигуры вроде Тимченко и Ковальчука оставались в тени. Бывший премьер, господин Касьянов, говорит: ” “Я даже не знал этих имен – Тимченко, Ковальчук”.

Во время кампании 2004 года один из донкихотствующих соперников Путина, Иван Рыбкин, поднял вопрос о коррупции и назвал Тимченко и Ковальчука “кассирами президента”. Немногие послушали Рыбкина – и он исчез, вернувшись лишь через несколько дней. Он утверждал, что его похитили и одурманивали наркотиками в городе Киев.

За время второго срока Путина на посту президента активы Банка Россия выросли в 10 раз. Критически важным для этого замечательного роста оказалась способность банка скупать по бросовым ценам активы, ранее принадлежавшие Газпрому. Информация об этих сделках была опубликована Борисом Немцовым, бывшим заместителем премьер-министра и Владимиром Миловым, бывшим заместителем министра энергетики. По их оценке, общая стоимость активов, отсосанных от Газпрома, превышает 60 миллиардов долларов.