Август 1914. Украина – важнейший национальный вопрос Европы

Статья в Frankfurter Zeitung от 11 августа 1914 года.

Известие о том, что Национальный Комитет Украинцев в Лемберге призвал своих соплеменников в России восстать против власти царя привлекает внимание к важнейшему – и наименее известному национальному вопросу современной Европы. Русские любят повторять, что их в Европе 170 миллионов.

Однако мало кто в Европе осознает, что минимум треть этого гигантского населения относится к племена и народам к русским никакого отношения не имеющих. Среди них есть многие, которые в экономическом и культурном отношении русских давно обогнали, и подчиняются лишь грубой русской силе. Но даже среди тех, кого статистика относит к русским, 30 миллионов могут быть отнесены к этой категории с большими оговорками – и об этом известно еще меньше. Предки этих “русских второго сорта” – малороссов жили в Киевской Руси, покоренной Московским княжеством в результате татарских вторжений.

В то время как великороссы, являющиеся “доминирующей нацией” Российской Империи насчитывают около 80 миллионов человек, главным образом, в северных и центральных провинциях, и продвигающиеся без всяких ограничений на восток, малороссы замкнуты в узкой, четко определенной зоне. Сегодня их часто называют ( в особенности, за пределами России) “украинцами”. Так обозначали население окраинных земель – на границах с Польшей и татарами, и таким образом отличали малороссов от основной массы населения империи.

Они отличаются от “настоящих” русских. С этнографической точки зрения они, возможно, являются наиболее чистым из славянских племен. Поскольку большая их часть – православные христиане, у них не хватает одного из главных отличительных признаков нации. Тем не менее, их язык значительно отличается от русского. И за последние полстолетия они создали собственную, и весьма значительную литературу.

Малороссы живут практически на всем юге России , примерно по линии от Белостока на Чернигов и далее до Воронежа и Саратова. На западе они ограничены польскими областями, но тем не менее, их территории выходят за пределы российской империи – около 3,5 миллионов проживают в Галиции. Австрийская администрация называет их русинами. Сами они себя называют украинцами, они создали университет в Лемберге, который быстро превратился в центр национального движения. Понятно, что русские, захватив эту область, немедленно распознали опасность национализма и предприняли против нее самые жесткие меры. Они официально отрицают существование украинского языка и национальности, и запрещают украинцам печатать книги и газеты. Границы закрыты для импорта украинской литературы из Австрии.

Здесь, в Галиции, несмотря на помощь властей рейха, у украинцев были непростые времена в их противостоянии с поляками. Здесь сейчас Россия пытается, при помощи православного духовенства, вести пропагандистскую кампанию цель которой – перекрасить Галицию в пан-славянские цвета. Эта кампания финансируется деньгами российского правительства, в то время как украинское влияние ограничивается только культурой, и у Галиции нет даже собственного представителя в Думе. Поэтому трудно предсказать, какой отклик будет на призыв Национального Комитета в Лемберге. Если бы австрийской армии удалось оккупировать значительную часть самой Украины, то малороссы устремились бы в армию освободителей. Но смогут ли они действовать лишь благодаря собственной энергии, остается открытым вопросом.