Сирия. Словарь сектантской войны

Многие игроки в сирийском конфликте преследуют долгосрочные сектантские цели дегуманизации врага – потому что они рассматривают войну в качестве экзистенциональной борьбы между шиитами и суннитами. Такую войну вряд ли можно окончить при помощи мирных конференций.

Конфликт в Сирии расползается по Леванту и принимает все более выраженный сектантский оттенок – суннитские салафиты против шиитских, идеологически мотивированных исламистов. В этой ситуации важно понять, как враги определяют друг друга.

Утилизация описываемых ниже определений в словаре имамов и боевиков отражает более мощный и потенциально катастрофический сдвиг: развитие сектантской войны и дегуманизации. Это не просто репрезентация мелких межплеменных склок. Речь идет о грандиозной региональной и религиозной проблеме. Если язык служит проводником к тому, как конфликт развивается, и как участники относятся к нему, следует ясно усвоить несколько ключевых терминов этого нового феномена – языка сектантской войны.

Суннитские исламисты используют шесть ключевых терминов для описания тех, кто поддерживает, находится на стороне и сражается за режим Башара Асада: нусайриты, сефевиды, рафидиты, маджус, Низб аль-Лат,Хизб аш-Шайтан. Шиитские исламисты, со своей стороны, называют своих суннитских оппонентов насабитами, такфири, омейядами и ваххабитами. Для обеих сторон враги описываются этими терминами в качестве кафиров, главная цель которых – уничтожение ислама.

Когда сунниты говоря нусайриты, они отсылают нас к Абу Шуайб Мухаммед ибн Нусайру, основателю алавитской религии в восьмом веке. Цель использования данного термина – описание алавитов, как следующих учению человека, а не Аллаха. Термин нусайриты издавна использовался глобальным джихадом для оскорбительного описания режима Асада и алавитов. В тоже время, ни сунниты в Сирии, ни сунниты за ее пределами не использовали это слово. Теперь оно вошло в мэйнстрим словаря сирийских мятежников – и тех, кто их поддерживает.

Хассан Аббуд, глава Ахрар аш-Шам, в июне 2013 сформулировал отношение мятежа к нусайритам: “То, что произошло в Сирии – страна управляется нусайритской идеей, шиитской группой, захватившей власть и начавшей притеснять суннитский народ. Она не позволяет нам практиковать религию и рисует такую картину ислама, которая к исламу никакого отношения не имеет, с традициями и обычаями, которые являются совершенно неисламскими. Режим стремится уничтожить истинный ислам в стране”.

Те, кто реально ввел термин “нусайриты” в широкий оборот – глыбы современной религиозной суннитской мысли, которых иногда называют “умеренными” – вроде Юсефа аль-Кардауи. На конференции в июне 2013 в Каире, посвященной сирийскому джихаду, Кардауи назвал нусайритов “большими кафирами, чем даже христиане или евреи”.