Героиновый берег. Очерки политической экономики Восточной Африки I

Сомали.

Самые северные места высадки разбросаны вдоль побережья Сомали (3700 километров). Для выгрузки героина используются гавани и пляжи в Рас Афун, Эйль, Оббия, эль-Маан, Брава, Босасо, Кисмайо, мыс Гардафуи и Барава. Кисмайо – главный пункт консолидации и последующей отправки героиновых грузов – по дорогам и на кораблях в Кению. Зачастую героин везут с прочей, не наркотической контрабандой. В настоящий момент этот черный рынок – торговля героином, сахаром, углем, поддельными электронными товарами и оружием контролируется вооруженными силами Кении и их сомалийскими союзниками, которые занимаются сборов налогов с контрабандистов за незаконный переход границы.

Кения.

Кения, магнит экономического влияния в регионе также является центром очень динамичной  матрицы криминальной активности. Масштабы криминальной активности частично являются результатом ее стремительного экономического роста. Нелегальной активности способствует относительно развитая транспортная и финансовая инфраструктура страны, а также ее непосредственная близость к криминальным экономикам в конфликтных зонах Африканского Рога и центральной Африки.

Маршруты нелегальной торговли пересекают Кению в нескольких направлениях. Кроме коридора из Сомали в северную Кению, через центральную часть страны идет мощный поток разнообразных контрабандных товаров. Через коридор с востока на запад внутрь континента провозят электронику, сахар, транспортные средства и иногда оружие. Героин, кроме этих маршрутов, транспортируется через Бусия и Малаба в Уганду. К югу, героин транспортируется через границу Танзании, в особенности, в районе национального Парка Тсаво.

Техника контрабанды через Кению иллюстрируется историей Рональда Катенда, выпускника экономического факультета университета Макерере в Кампале.  Сначала он начал работать в качестве курьера для пакистанского “бизнесмена”, чьим прикрытием была фирма по торговле облицовочной плиткой в Момбасе. Задача Катенда была проста – перегонять грузовик с кафелем, и иногда с мешками с цементом из Момбасы через Бусия в Уганду. В мешках с цементом и ящиках с кафелем прятали героин.

Катанда приезжал в Банда, пригород Кампалы, где его уже поджидали люди на машинах. Они растаскивали мешки и ящики с героином. Катанде платили по возвращении в Момбасу – по три тысячи долларов за каждый перегон. Он делал три-четыре рейса в месяц, каждый раз в грузовике было 40-50 ящиков с героином. Затем, в 2015, его машину хорошенько обыскали на границе, в городе Бусия. Среди плитки были обнаружены 46 ящиков с героином и кокаином. Катанду и груз арестовали. Пакистанский босс не отвечал на звонки Катанды. Но чрез неделю на полицейскую станцию явился его представитель, провел “переговоры”, и Катанду с товаром освободили – за 75 миллионов угандийских шиллингов (22 тысячи долларов). Деньги были переданы наличными двум полицейским и офицеру службы иммиграции.

Через несколько недель маршрут Катанды был изменен – теперь он возил наркотики в Танзанию, и ему платили больше – 4500 долларов за рейс. Катанда сам подсел на наркотики, разругался со своим работодателем, который якобы пытался его убить, и вылетел из бизнеса.