Крушение химеры социального государства: 50 лет приоритетной политики в Сен-Дени III

Жители департамента начинают забывать, что такое защита прав граждан и нормально функционирующая юридическая система. Главной причиной является затягивание с рассмотрением любых дел – не только уголовных, но и гражданских в судах. Месье Оливье Кляйн, мэр Клиши-су-Буа, подтверждает, что имидж юридической системы в представлении населения радикально ухудшился, в первую очередь, из-за затягивания с рассмотрением дел Такие задержки создают чувство безнаказанности среди всех видов преступников и нарушителей.

В суде Обервилье дело начинает рассматриваться не ранее, чем через 12 месяцев после подачи заявления (по сравнению с двумя месяцами в Париже). В Бобиньи и Сен-Дени этот срок составляет 7-8 месяцев. В судах по делам детей на принятие решений уходит до двух лет.

Наконец, время исполнения наказаний после вынесения приговоров также невыносимо затягивается – из-за нехватки персонала в правоохранительных органах – клерков, судей и прокуроров.

Таким образом, даже поверхностное знакомство с проблемами правопорядка порождает трудные вопросы. Трудности данной территории с имплементацией “приоритетных политик” не только не уменьшились – в реальности они только нарастают. Ни наличие крупных штаб-квартир крупных международных коммерческих групп, генерирующих постоянную прибыль от налогов, ни мобилизация весьма значительных финансовых и людских ресурсов не приводят к желаемому изменению.

Крах политики государства прослеживается на трех уровнях. Во-первых, в краткосрочной перспективе, производятся излишние государственные инвестиции в территорию. Речь идет об отказе признать простой факт – мультипликация вложений не ведет к улучшению состояния департамента.

Вторая иллюзия, в среднесрочной перспективе – ложная вера в то, что размещение крупных предприятий и корпораций на территории департамента создаст фонтан новых рабочих мест и решит проблему молодежной безработицы и преступности. В Сен-Дени создается больше рабочих мест, чем в любом другом департаменте Франции – но на этих новых рабочих местах не работают жители департамента. Даже строительство, с большими фанфарами, нового бизнес-дистрикта – Плейн-Сен-Дени, по площади и потенциалу сравнимого с Ла Дефенс в Париже не принесло желаемого облегчения. Крупнейший телекоммуникационный оператор Франции – компания SFR открыла здесь свои офисы, но это никак не повлияло на занятость и социальный климат.

В-третьих, в долгосрочной перспективе, организация “глобальных событий”, вроде сооружения Stade de France в преддверии чемпионата мира по футболу 1998 года или будущей Олимпиады-2024 года не создадут импульса для решающего поворота в городской политике. Импульсы останутся на треках атлетов на Стадионе Франции. Сен-Дени не изменится. Почему?