Почему израильская армия не готова к следующей войне

Вторая проблема, на которую указывает Брик – замена межличностных отношений командира и подчиненных системами электронной связи. Брик пишет: ”Этот электронный дискурс, мобильные телефоны, вредят отношениям между людьми и могут заменить прямой диалог командира и подчиненных, а также общение между солдатами, тем самым создавая предпосылки для отчуждения командиров от солдат. Это наносит ущерб принципу братства по оружию, и, тем самым, духу ЦАХАЛа”.

Брик, написавший за время нахождения в должности десять таких ежегодных докладов сообщает: “За последние годы нехорошие практики распространяются в ЦАХАЛе. Я очень обеспокоен, куда больше, чем в прошлом”.

Брик описывает рутину невыполнения базисных обязанностей солдата – чистки оружия после стрельб и военной техники после учений. Многие подразделения попросту забыли о необходимости практики сборки-разборки автоматов, чистки орудий танков и самоходок. Брик пишет: “Во время посещения одной из баз я узнал, что командование наняло частную компанию для чистки оружия после учений. Солдаты, не чистящие оружие после учений, тем более не будут делать этого в боевой обстановке. Это приведет к невозможности исполнения поставленных перед ними задач”.

Брик также указывает на то, что несмотря на то, что количество учений для резервистов увеличилось, их качество снизилось. Брик пишет: “Резервы, которые являются хребтом ЦАХАЛа в военное время, не отрабатывают наиболее вероятных военных сценариев. Не хватает профессионалов, не хватает вооружений, и это ставит под сомнение готовность ЦАХАЛа в день, когда будет отдан приказ”.

Брик предупреждает, что последствия будут самыми серьезными: “Существует серьезный недостаток мотивации среди офицеров продолжать их карьеру. Врачи не хотят оставаться в армии. Специалисты по вооружениям, логистике, боевой подготовке уходят. Хорошие командиры уходят из армии, и те, кто остается – вовсе не обязательно лучшие. ЦАХАЛу удается сохранить то же количество профессионалов, что и раньше, но он превращается в армию посредственностей”.

Особый ущерб наносит профессиональному костяку армии модель “ха кева ха цаир” в рамках которой офицеры, за 14 лет не дослужившиеся до подполковника увольняются в запас – без военной пенсии и обычных при выходе в отставку бонусов. Это создает атмосферу неуверенности среди офицерского состава среднего звена и к тому, что многие уходят, дослужившись лишь до командира роты.

Кроме того, сокращение 4 тысяч контрактников в рамках программы “Гидон” довело ЦАХАЛ во многих областях до того состояния “когда выполнение поставленных перед командирами задач становится практически невозможным”. Брик пишет: “Горизонтальное “отрезание” личного состава привело к ситуации, когда перед командиром ставят множество задач для выполнения которых у него попросту нет личного состава”.