Интеграция мусульман в Европе. Фантомы и реалии

Такая склонность к подтверждению собственной точки зрения также влияет на дебаты об интеграции – и уже на протяжении многих лет. И с появлением новых медиа, когда вы можете переходить из одной эхо-камеры поддерживающей ваше мнение в другую, предвзятость лишь усиливается. В качестве мирянина вам трудно продраться через густую чащу исследований, которые иногда поддерживают ваше ощущение или личный опыт – а иногда полностью противоречат им.

Медиа перестала играть роль модератора и начинает играть роль рефери. Медиа классифицирует всех, расставляет всех по полочкам и грозит пальчиком высокой морали. И в дополнение к этому, существует масса исследований интеграции, противоречащих друг другу. Одна часть предполагает, что для мусульман шариат – выше конституции, другая утверждает, что большинство мусульман – конституционные патриоты.

Так например, авторы исследования 2016 года “Интеграция и религия в восприятии лиц турецкого происхождения в Германии”, проведенного Университетом Мюнстера пишут, что около трети опрошенных согласились с утверждением о том, что мусульмане должны вернуться к социальному порядку, существовавшему при пророке Мухаммеде. 47% согласились с утверждением “Соблюдение заветов моей религии более важно, чем соблюдение законов государства, в котором я живу”. 36% также полагает, что только ислам может решить проблемы нашего времени.

Согласно исследователям из Мюнстера, те, кто согласился с перечисленными тремя утверждениями “обладают всеобъемлющим и однозначным фундаменталистским взглядом на мир”. Их доля – 13% Согласно исследованию, 86% иммигрантов второго и третьего поколения полагают, что следует гордиться своим наследием. Среди иммигрантов первого поколения доля таких людей ниже – 67%.

Успех противоречащий статистике

С другой стороны, исследование Bertelsmann Stiftung от 2017 года демонстрирует, что 96% мусульман “ощущают глубинную связь с Германией”. Им не только комфортно – они желают интегрироваться в местный трудовой рынок. 60% готовы работать полный рабочий день, 20% -согласны на частичную занятость. Уровень безработных – такой же, как у “био-дойч”. Это ставит Германию далеко впереди в плане трудовой интеграции – по сравнению с Швейцарией, Австрией, Францией и Британией.

Это действительно было бы великим достижением, если бы не самая свежая статистика от федерального бюро занятости. По его данным, в декабре 2016 года доля лиц иммигрантского происхождения среди безработных составляла 43%. Среди получателей пособия их доля еще более велика – 52,6%. При этом доля мусульман в населении Германии составляет 6%.