Мекка. Как французские жандармы зачистили мечеть аль-Харам //из архивов PostSkriptum

Командующий операцией по освобождению Великой Мечети от мятежников Джахаймана, принц Турки, понимал, что необходимо действовать, и действовать быстро. Госпитали королевства были переполнены, не хватало крови для переливания, и потери достигли критически опасного уровня. Принцам была необходима иностранная военная помощь, но эта помощь должна была быть абсолютным секретом.

Иранские аятоллы из Тегерана дразнили Саудовскую Аравию, Марокко и Бахрейн, называя их “пустышками”, марионетками Запада. Советское агентство ТАСС распространило информацию о том, что в Дхахране уже приземлились самолеты с американскими коммандос (коммандос там действительно были, но еще до кризиса в Мекке, и с этой драмой никак связаны не были).

Казалось бы, саудовцы должны были в первую очередь обратиться за помощью к соседней Иордании. Иорданское королевство, несмотря на свою бедность, имело в своем распоряжении несколько первоклассных боевых подразделений, натренированных британцами и превосходно показавшими себя во время гражданской войны с палестинскими террористами Ясира Арафата всего за несколько лет до описываемых здесь событий. Иорданские инструкторы тренировали саудовский спецназ. Иорданцы – мусульмане-сунниты, а это значит, что они без всяких проблем могли заняться выкуриванием из Великой Мечети еретиков Джахаймана.

Король Иордании Хуссейн предложил королю Халеду “любую помощь”. Элитное подразделение иорданских коммандос во главе с офицером-черкесом Тахсином Шордомом ожидало посадки в военном аэропорту и вылета в Мекку.

Клан Сауд отказался от помощи Иордании, и по очевидным причинам. В 1924 году отец короля Халеда, Абдуль-Азиз, силой оружия изгнал из Мекки ее наследственного правителя, короля Хиджаза , пра-прадеда короля Хуссейна. Просить о помощи Хашимитов в этот критический момент было непереносимым унижением для всей саудовской верхушки. Кроме того, саудовские принцы подозревали, и не без оснований, что хашимитские амбиции относительно Мекки не умерли, и что Хуссейн может воспользоваться создавшейся ситуацией, если сочтет это возможным. Клан Сауд также хорошо осознавал, что иорданцы в качестве “освободителей Кааба” превратятся в опасных конкурентов – и на их собственной территории, в Хиджазе, где еще были живы люди, помнившие хашимитское правление.