Марокканский джихад и крах португальского колониального проекта в Северной Африке I

Битва при Мармора ознаменовала сто лет почти беспрерывной войны между Португалией и Марокко. Начиная с падения Сеуты в 1415, с последовавшими потерями – Ксар эс-Сегир и Асилах, затем Танжера в 1437, марокканские племена, сезон за сезоном созывались своими шейхами и султанами на джихад ради того, чтобы дать отпор врагу. Несмотря на то, что марокканцам так никогда и не удалось отбить Сеуту или Асилах, их большим достижением стал тот факт, что португальские завоеватели остались запертыми в крепких стенами своих прибрежных цитаделей. И если они пытались продвинуться во внутренние области, в попытке основать крепости и форты в верховьях, сначала в Грациоза в 1489, затем в Мармора в 1515, марокканское сопротивление оказывалось триумфальным.

По иронии судьбы героического султана, отца этих побед, прозвали аль-Буртугали ( Португалец). Многие полагают, что пережитый им в молодости португальский плен оказался решительным фактором для его понимания столь изобретательного и безжалостного врага и формулирования концепции того, как его можно одолеть..

Сам факт сопротивления Ваттасидских султанов был удивительным достижением. Португальское доминирование во всех основных портах страны должно было сломить султанов, но у Марокко есть третье побережье на юге – песчаное море Сахары. Португальцы так никогда и не смогли перебить великие южные торговые пути, ведущие через Сахару в западноафриканские королевства на реке Нигер. Точно также, сохранялся внутренний караванный маршрут пересекающий Северную Африку через полузасушливые степи – в сотнях миль от испанских гарнизонов которые также были созданы в этот период вдоль всего средиземноморского побережья. . Этот маршрут был трудным и дорогостоящим, но в интеллектуальном и духовном отношениях он связывал Марокко с самыми последними последними событиями в шиитской Персии, османской Турции и на Дальнем Востоке. Паломничество в Мекку превратилось в своего рода неофициальный саммит, происходивший каждый год. Вместе с мусульманскими гениями там обсуждались самые последние сплетни о военных, политических и коммерческих новостях – со всего света – из Китая, Индонезии, Западной Африки, Индии, Восточной Африки или Марокко.