Алжирский набег на Исландию

На протяжении многих веков пираты Барбарии плавали, главным образом, на галерах. Для каждого такого судна необходимы сотни гребцов, которых было дорого и сложно содержать, и становилось все труднее находить и добывать. Круизная дальность галер ограничена из-за того, что она должна перевозить огромное количество воды и продовольствия для гребцов. Конструкция галеры, предназначенной для спокойных вод Средиземного моря, не выдерживала испытания открытым океаном.

В начале 17-го века, однако, произошел ряд серьезных изменений, которые позволили корсарам резко расширить и масштабы, и дальность своих предприятий. После смерти английской королевы Елизаветы II, новый король Джеймс I наконец сумел заключить мир с Испанией, и по договору 1604 года затяжная морская война между двумя государствами завершилась. Примерно в то же время закончилась долгая борьба Испании с Нидерландами, и к 1609 году Испания была вынуждена признать независимость Голландии. Многие британские и голландские морские бродяги, сыгравшие значительную роль в борьбе с Испанией превратились из актива в досадную помеху. Британское и другие западные правительства начали все более жестоко расправляться со своими собственными пиратами, с целью защиты международной торговли. Многие пираты, находя условия в своих странах все менее благоприятными для своей дальнейшей практики, бежали в государства североафриканского побережья, где их с радостью приняли. Британские и голландские пираты, привыкшие плавать по мировому океану на судах с прямым парусным вооружением, с орудиями, размещенными по обоим бортам, ознакомили с ними и своих радушных хозяев – а также научили их принципам строительства и использования подобных кораблей. Корсары, быстро осознав преимущества нового типа кораблей над галерами, стремительно обучились искусству управления и использования новинки в военных целях. Очень скоро североафриканские флоты пошли через Гибралтар, атакуя Мадейру, Англию и Ирландию. Несомненно, самым смелым предприятием такого рода стал набег на Исландию в 1627 году.

Первый отчет об этой экспедиции был опубликован французским священником Пьером Даном, посетившим Северную Африку в 1634 году в попытке спасти христианских пленных. В своей истории пиратов Барбарии, опубликованной в Париже в 1637 году, он коротко упоминает о рейде алжирских корсаров в Исландии. По его словам, в рейде участвовали три корабля, которые вел ренегат германского происхождения Ком Мурат. Корсары совершили несколько набегов на исландском побережье и увезли с собой 400 пленных.

Второй французский отчет датируется 1642 годом. В нем Эммануэль д’Аранда рассказывает о том, что перед тем как покинуть Алжир, после того, как он был выкуплен из неволи, к нему пришел молодой “турок” с просьбой передать письмо датскому послу в Мадриде. Д’Аранда, потрясенный настолько странной просьбой, выяснил, что турок оказался исландцем, захваченным в плен и принявшим ислам несколько лет назад. Он рассказал ему: “Несколько лет назад исландский ренегат, давно путешествовавший с корсарами Алжира, но так ничего и не заработавший сам, посоветовал капитану совершить набег на Исландию”. В результате набега в плен было взято 800 человек, многие из которых все еще ожидали выкупа.