Как Иран рекрутирует афганских беженцев воевать за Асада

Афганцы сражались в Дамаске, Хаме, Латакии, Дейр-эз-Зоре, Хомсе, Пальмире и Алеппо. В ноябре и декабре Амин был размещен в Алеппо, где части Фатимиюна помогли сирийской армии очистить восточную часть города от повстанческих групп. Он и сотни других молодых афганцев сражались по приказу Революционной Гвардии.

Иностранные шиитские ополченцы сыграли решающую роль в поддержке режима Асада и стали основной пехотой в решающей битве за Алеппо. Победа в Алеппо стала поворотным моментом войны для Асада и Ирана, приблизив, как выразился специалист по Сирии Джошуа Лэндис, «консолидацию иранской дуги безопасности, простирающейся от Ливана до Ирана».

Сотни афганцев погибли во время войны в Сирии. Тела убитых афганских бойцов были выставлены на улицах Тегерана и Кума, в северном Иране, во время церемоний перед погребением. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи и генерал Сулеймани посещали семьи афганских ополченцев, убитых в Сирии, и выражали благодарность за жертвы, которые их сыновья принесли в защиту шиитских святынь и ислама.

В январе я встретил Муртазу, 21-летнего афганца в лагере беженцев в аэропорту Эллинико в Афинах. Он жил в Куме. «Они никогда не демонстрируют иранских бойцов, которые умирают в Сирии, только афганцев», – сказал Муртаза, который утверждал, что видел могилы сотен афганцев, убитых в Сирии, в Куме. «Это их попытка убедить иранский народ в том, что в Сирии умирают только афганцы, а не иранцы».

В июне 2016 года лидер сирийской оппозиции Хайтам Малех направил письмо президенту Афганистана Ашрафу Гани с просьбой остановить приток афганских боевиков. Гибель афганцев за Асада вынудила нескольких афганских священнослужителей выступить против иранской стратегии. Даже Гульбуддин Хекматияр, военачальник, который недавно заключил мирное соглашение с афганским правительством, рассказал об этом по возвращении в Кабул. По некоторым оценкам, число афганцев убитых в Сирии, достигло 600 человек. Амин признался, что 15 его товарищей были убиты в Сирии.

После ранения в Алеппо Амин вернулся в Бамиан два месяца назад с 10-летним иранским видом на жительство в руке и обещанием дома в Иране или в послевоенной Сирии, если он захочет там жить. Большинство афганцев, которые сражались с ним в Сирии, остались в Иране. Он поддерживает связь с ними через Telegram.

Бамиан остается мирным и бедным; дороги, ведущие в провинцию, по-прежнему опасны. Амин вернулся к прежней крестьянской жизни. «Я вернулся, потому что хотел посмотреть, что лучше, – говорит Амин. «Если будет хорошо, я останусь. Если жизнь ухудшится, тогда вернусь в Иран, но теперь мне не нужно беспокоиться о депортации».

How Iran Recruited Afghan Refugees to Fight Assad’s War
By ALI M. LATIFIJUNE 30, 2017

материал подготовлен Николаем