Некоторые аспекты экономической войны с Катаром

У ОАЭ – относительно слабые возможности замещения газа, идущего через Dolphin. У Эмиратов есть терминалы по импорту LNG в Дубаи и в западной части Абу-Даби (Рувэйс). Комплекс в Рувэйс, который начали эксплуатировать менее года назад, сегодня выглядит как прозорливая предосторожность. Оба терминала, предположительно, не будут принимать никакого карго из Катара, и потому могут рассчитывать только на танкеры из Омана, самого Абу Даби – или еще откуда-то.

В любом случае, LNG не будет достаточно для того, чтобы покрыть закрытие Dolphin. ОАЭ придется срочно искать временные решения по затыканию дыр – включая наращивание собственной продукции, нормиование газа для нужд собственной индустрии, и сжигание большого количества дорого дизельного топлива, в качестве замены газа.

Прекращение поставок – даже временное, с целью получить козырь в переговорах с арабскими соседями, может повлечь самые серьезные проблемы для Катара, и нанести ущерб его репутации надежного поставщика. В тот момент, когда Япония оказалась перед лицом энергетического кризиса после аварии на Фукусиме, катарцы немедленно помогли. Но нынешний каскад событий может возродить старые японские страхи середины 70-х, порожденные чрезмерной зависимостью от ближневосточного снабжения.

После десятилетий беспокойства о том, что Иран может нарушить бесперебойные поставки энергоносителей из Залива, возникли новые опасности – и из совершенно неожиданного источника. К счастью, в мире достаточно источников и газа, и нефти, и непосредственной опасности нет. Но в случае, если конфликт затянется, и Катару, и его противникам, придется за это дорого заплатить.

Катар также весьма уязвим и в других областях – прежде всего, транспортного сообщения. Эмират полностью зависит от соседей – и с учетом того, что подавляющее большинство поставляемого в страну продовольствия – импорт, у Катара уже есть очень серьезные проблемы.

Саудовская Аравия закрыла свое воздушное пространство для Катара – и также перекрыла для него сухопутные и морские пути. Саудовская Аравия не подписывал соглашения об открытом небе от 1945 года, и поэтому спокойно запретила катарский транзит через свое воздушное пространство. С другой стороны, ОАЭ и Бахрейн являются членами этого соглашения. Оба государства пока лишь запретили взлеты и посадку катарских самолетов на своей территории.

Таким образом, у Qatar Airways остается возможность пролета через воздушное пространство ОАЭ и Бахрейна – и эта возможность критически важна для операций компании. Катар полностью заблокирован с запада Саудовской Аравией, и практически полностью окружен воздушным пространством Бахрейна – с небольшим окошком, через которое самолеты могут лететь на юг – в воздушное пространство ОАЭ. В случае, если ОАЭ и Бахрейн выйдут из соглашения об открытом небе, Катар потеряет возможности воздушного сообщения с внешним миром.