Проблема большая, чем ISIS

В ноябре 2015 Мохсен аш-Шамари, министр водных ресурсов, заявил репортерам, что нет никакой вероятности коллапса дамбы: “Все, кто говорят о коллапсе, только говорят”. Шаммари – поклонник и последователь Муктады ас-Садра, яростного шиитского проповедника, чьи солдаты воевали против Соединенных Штатов во время оккупации. Сторонники Садра отказываются от встреч с американскими представителями, и потому, до назначения нового министра – Хассана аль-Джанаби , принявшего министерство в начале этого года, ни один иракский министр, ответственный за дамбу Мосула не говорил с американцами. Даже Джанаби, признающий существование проблемы, изворачивается: “Я не осматривал дамбу лично, и не могу с уверенностью сказать, что у нее есть проблемы”.

В частных разговорах иракцы излагают теории конспирации. Американский представитель рассказывает “Я знаю, что многие иракцы – не иракцы с улицы, а те, кто занимает руководящие посты верят что все это – не более, чем масштабная американская операция психологической войны”. Частью проблемы также является традиционная инерция, идущая со времен Саддама, когда чиновников наказывали за инициативу: “Иракцы будут игнорировать проблему до того дня, когда дамба рухнет. Я видел много подобного – это повторяется раз за разом. Если босс сказал, что нет проблемы – проблемы нет. И если сказали, что есть проблема, это все равно, что вопль: Спасите!”

Рияд ан-Наими, директор дамбы, выглядит как пережиток баасистской эры. Окладистые усы, разговоры технократа, он начинает отвечать на вопрос до того, как вы успели его задать. Вся карьера Наими прошла на дамбе Мосула. Он был молодым инженером, только что окончившим университет, когда она открылась, он помнит визит Саддама Хуссейна – сразу после окончания ирано-иракской войны. Наими и слышать не хочет о неминуемом коллапсе дамбы: “Конечно, у нас есть проблемы. Но американцы преувеличивают. Эта дамба не рухнет. Все будет хорошо”.

Наими говорит, что американцы пришли к нему в начале года предупредить, что дамба разрушится, и показали ему спутниковые снимки, на которых видно, что вода из водохранилища просачивается через обе стороны дамбы. Он говорит: “Я им сказал: это неважно. Я объяснил им что нет проблем – и они со мной согласились”. Высокопоставленный американский источник, изнуренный годами бездействия говорит, что убедить Наими не удалось: “Он не собирается вам сказать, что небеса рухнут. Мы поделились с ним данными о рисках для дамбы, и это просто приводит в ужас”.

A BIGGER PROBLEM THAN ISIS?
The Mosul Dam is failing. A breach would cause a colossal wave that could kill as many as a million and a half people.
By Dexter Filkins New Yorker January 2, 2017