К вопросу о дезинтеграции арабского мира// Из архивов PostSkriptum

Дефицит торгового баланса страны – до того, как фунт рухнул на 15%, составлял 42 миллиарда долларов. Это – 15% от ВНП. Дефицит бюджета – еще 15% от ВНП. Против этих 50 миллиардов у Египта есть 6 миллиардов долларов дохода от туризма, 4 миллиарда – от Суэцкого канала, и, возможно, 15 миллиардов – зарплаты египтян, работающих за границей. Переводы от рабочих за границей ненадежны – они склонны их задерживать до очередного обвала валюты. При самом лучшем раскладе, в 2013 Египту понадобится 20 миллиардов на импорт. Этих денег нет.

Условием получения кредита МВФ ( и помощи от ЕС) является сокращение дефицита бюджета с 15% до 8,5%. Сокращение может быть достигнуто лишь путем отмены и уменьшения субсидий на топливо и продовольствие. Это означает одноразовое сокращение государственных расходов на 6% от ВНП в течение считанных месяцев. Представьте, что правительство США сократит расходы на один триллион долларов – и вы получите представление о том, что ждет Египет, только не забывайте, что речь идет о стране, где половина населения живет менее чем на 2 доллара в день.

Положение с наличными в Египте еще хуже, чем кажется на бумаге. 7 миллиардов долларов ликвидных активов Центрального Банка не учитывают миллиардов долларов, которые египетские импортеры должны заграничным поставщикам. Не учитывают они и новых обязательств Египта. Хорошим примером является “братская” помощь Катара.

Катар дал Египту кредит в размере 2,5 миллиарда долларов. Деньги мгновенно исчезли в борьбе за поддержание уровня фунта. Но Катар, в любом случае, свои деньги отбарабанит – цена покупки египтянами катарского газа составит 14 долларов за миллион BTU. В то же время, сам Египет продает газ Иордании по цене 5,5 долларов за миллион BTU, а Катар продает газ на внешнем рынке по 9 долларов за миллион BTU.

У этого процесса саморазрушения будут последствия – неудобные, но не смертельные. Греция и Италия будут наводнены экономическими беженцами. Египет может попытаться аннексировать Ливию. Современные вооружения могут оказаться в Газе. Сирийский химический арсенал может попасть не в те руки (хотя как представляется, США, Израиль и Россия координировано работают по предотвращению данной конкретной угрозы).

Чтобы не предпринял Запад, значение арабского мира в мировых делах продолжить падать. Тропа к саморазрушению в различных мусульманских государствах будет различной: Semper idem, sed non eodem modo.

Мусульманский мир разделен на отсталые и малограмотные страны, вроде Египта, которые не могут накормить своих детей, и на страны с более высоким уровнем образования, вроде Ирана и Турции, у которых есть все меньше детей, которых необходимо кормить. Культуры, не желающие существовать, невозможно переубедить и остановить их саморазрушение. Самое лучшее – не принадлежать к ним.

Демографический прогноз Дэвида Голдмана “Как умирают цивилизации: Почему исламское чрево перестало рожать”.