Турция и большая игра в северной Сирии

Данный материал был опубликован на сайте The Tahrir Institute for Middle East Policy. Его автором является известный специалист по сирийской войне Хасан Хасан.

Почти точно через год после того, как Россия пошла на военную интервенцию ради спасения режима Асада, турецкие танки въехали в сирийский приграничный город Джараблус с тем, чтобы помочь мятежникам выбить ISIS из этого важного бастиона. Операция является частью новой турецкой политики в северной Сирии – самой сложной в политическом и военном отношении части страны.

Независимо от немедленных целей турецкой кампании, это развитие демонстрирует новое состояние, возникшее на севере страны. Отвод YPG из Манбидж несет с собой горький символизм для курдов. Речь идет о городе взятом в ходе второй по своей значимости для курдов битвы – после Кобани. Сражение при Кобани окончательно оформило союз курдов и США – к вящему неудовольствию турок.

Идея прямой турецкой интервенции впервые всплыла в в июле 2015, когда Анкара начала запускать пробные шары о создании зоны безопасности в Сирии – от Кобани на запада до Азаз и пригородов Алеппо. Эта зона, рассматриваемая курдами в качестве их исторической родины, умышленно предотвращала создание жизнеспособного курдского автономного региона в Сирии. Напряженность в отношениях между Анкарой и Вашингтоном достигла высшей точки. С точки зрения турок, опора на YPG – курдскую милицию, созданную Курдской Рабочей Партией, которую и Турция, и Америка считают террористической организацией привела к тому, что террористы YPG воюют против террористов ISIS.

Турция и США, союзники по НАТО достигли компромисса после того, как американцы в июле 2015 заявили, что не будут поддерживать операции YPG к западу от Евфрата. В результате военные операции в указанном регионе фактически прекратились – а Турция временно отказалась от интервенции – даже после того, как мобилизовала мятежников на войну против ISIS. В качестве подготовительного шага к созданию указанной зоны безопасности Джабхат ан-Нусра, подающая теперь себя как Джабхат аль-Фатех, эвакуировалась из региона – чтобы освободить место для про-турецких милиций.