Войны Конго II

Рейд в лагерях, однако, рассматривался бы в качестве акта агрессии против суверенного государства. Кагаме нужны были сателлиты и марионетки – и он нашел среди разочарованных и запуганных тутси Заира. Многие годы унижавшиеся “настоящими заирцами”, теперь они оказались в реально опасной ситуации – после прибытия полутора миллионов руандийских хуту. Деогратиас Бугера, тутси из Северного Киву, был основателем Alliance Démocratique des Peuples (ADP). В Южном Киву подобную организацию – Mouvement Révolutionnaire pour la Libération du Zaïre (MRLZ) создал Анселоьме Масасу Ниндага, тутси из Букаву. Здесь же появился старый “националист” лумумбистской ориентации, Андре Кисаси Нганду. И еще был Лорен Кабила, не тутси, но лубу из Катанги, человек удерживавший в Физи и Барака, и не пускавший туда Мобуту еще с 1964 года. В свое время. он произвел самое дурное впечатление на Че Гевару. “Восстание” Кабилы было бардаком в 1964 – и к 1994 году мало что улучшилось. Сам Кабила жил в Танзании на контрабанду – немного золота, немного оружия, похищения с целью выкупа здесь и там – комплексное хозяйство африканского гангстера, говоря другими словами.
01
30 августа 1996 года произошла первая битва заирской войны. Покинув свой тренировочный лагерь в Руанде, 70 солдат Баниямуленге (тутси, проживавших в Южном Киви) перешли реку Заир чуть южнее таможенного поста на стыке границ Бурунди, Заира и Руанды. Дождя не было несколько недель – идеальное время для атаки, пока дороги находятся в сносном состоянии перед началом сезона дождей. Группа тихо продвигалась через выросшую по пояс траву.

К вечеру она вышла к банановой роще у небольшой деревушки Киринге. Пока они отдыхали, на них наткнулась женщина, возвращавшаяся со своего поля маниоки. Завидев вооруженных до зубов тутси, она до смерти перепугалась. Солдаты решили ее не убивать, и отпустили. Она бросилась на находившуюся неподалеку базу армии Мобуту, разбудив их своими воплями. Те окружили лагерь тутси, открыли огонь, убили десять и взяли в плен пять. Война, которую только планировали в штабах Кигали (столица Руанды), внезапно началась. Эта была одна из считанных побед Мобуту в войне.

Армейская засада быстро раскрутилась в спираль конфликта. Пленных солдат торжественно показывали по телевизору, направляя на них прожекторы, подчеркивавшие ввалившиеся щеки и испуганные глаза. Это были враги. Для многих заирцев это словосочетание – в отношении тутси – прозвучало впервые. Le Potentiel – наиболее читаемая газета в Киншасе вышла с кричащими заголовками “Вторжение Руанды!”

Государственное радио вещало: “Бревно не превращается в крокодила потому, что провело некоторое время в воде. Точно также, тутси навсегда остается тутси, со всем его или ее коварством, лукавством и нечестностью”.

К этому моменту стало ясно, что все больше и больше солдат Баниамуленге проникают на плато, где мятежники начали накапливать оружие и готовить следующую атаку. Фермеры и торговцы прятались вдоль горных троп, а по ним поднимались солдаты с ящиками амуниции на голове. Также началось и движение в обратном направлении. Все больше и больше молодых Баниямуленге переходили реку Русизи в Бурунди, где их встречали местные гиды и вели в тренировочные лагеря на территории Руанды.