Сюрприз Владимира Путина глазами “Оси Сопротивления”


Неожиданное объявление российского президента Владимира Путина о “выводе основной части” российского контингента из Сирии потрясло всех, но более всего – “Ось Сопротивления” которая еще вчера рассчитывала на то, что русские помогут ей отвоевать всю Сирию.

В редакционной статье газеты Al-Akhbar, тесно связанной с “Хизбаллой” и режимом Асада Эли Ханна пытается переварить происходящее.

Ханна, как и все остальные указывает на то, что заявление Путина “оставляет достаточно места для интерпретаций” и излагает их.

Источник, близкий к оппозиции и базирующийся в Москве сообщает, что замечания сирийского министра иностранных дел Валида Муаллема на прошлой неделе породили бурю возмущения среди российских дипломатов. Согласно этой версии, заявления Муаллема о том, что “мы не собираемся обсуждать президентство… Башар Асад – наша красная черта” “закрыли двери диалога”. После этого последовал звонок Путина Асаду в ходе которого “противоречия между двумя сторонами увеличились еще больше” – и Путин отдал приказ о выводе войск.

Совершенно другую версию событий излагает источник, близкий к вождям “Оси Сопротивления”. По версии лоялистов Асада и “Хизбаллы” “русские заранее предупредили сирийского президента о том, что они начнут вывод войск в середине месяца”. По их словам, решение о выводе “основных сил” из Сирии было достигнуто было принято в рамках негласного соглашения между Америкой и Россией. Американцы дали России гарантии того, что они предотвратят такие акции Турции и Саудовской Аравии, которые повлекут за собой изменение баланса сил. Это уже дает себя чувствовать – Турция закрыла проход для ISIS на большей части протяженности границы. Согласно этом соглашению, русские помогают сирийской армии в битве в провинции Хомс, взятии Пальмиры и очистки иракской границы. Американцы, со своей стороны, поддерживают SDF в битве за Ракку. Относительно Идлиба расчет строится на том, что более умеренные фракции мятежников разгромят Джабхат ан-Нусру, после чего можно будет начать “процесс примирения”, как он был опробован в нескольких других районах Сирии.

Тайминг решения Путина в этом контексте имеет исключительное значение – он совпадает с возобновлением женевских переговоров и подтверждает прекращение активных операций вне зоны контроля ISIS.

В любом случае, даже Al-Akhbar вынужден признать, что решение Путина “не легко проглотить”. На протяжении нескольких последних недель сирийские официальные лица были крайне озабочены российскими разговорами о “мирном процессе” и “переходном периоде”. Они неоднократно давали понять Москве – по любым существующими каналам, что вопросы внутреннего устройства Сирии и судьба ее президента “не являются предметом торга”.

Другой журналист, близкий к “Оси Сопротивления”, Элияджа Магниер указывает на то, что поскольку основной силой российского влияния в Сирии была авиация, и база в Хмеймим остается и продолжает действовать, можно говорить только об очень ограниченном выводе войск. В его версии, из-за того, что фронты были отодвинуты от баз в Латакии Хмеймим на достаточное расстояние, России более не нужен спецназ для их охраны. Спецназ будет выведен. Магниер также указывает на то, что в операции по освобождению Латакии принимали участие российские артиллеристы и спецназ. Латакия теперь – полностью под контролем режима, и надобность в российских военнослужащих отпала. Также очень важен, с точки зрения всех комментаторов тот факт, что развернутые в Сирии системы С-300 и С-400 выводится не будут.