Мотивы интервенции: с кем собрались воевать Сауды в Сирии

03
Абдель Бари Атван, один из наиболее известных арабских журналистов и редактор газеты Al-Rai al-Youm ломает голову над тем, что затеяли Сауды в Сирии.

За прошедшие десятилетия при привыкли к тому, что Саудовской Аравии требуется три-четыре дня на то, чтобы сформулировать свою позицию в связи с любым значительным событием в арабском мире – даже если речь идет о кэмп-дэвидских соглашениях. Все изменилось, и теперь Саудовская Аравия не сходит со страниц новостей, а ее военный представитель говорит без умолку. Сауды проводят бесконечные пресс-конференции, встречаются с представителями медиа, седовласые аналитики заполнили телевизионный эфир, который теперь выдает сюрпризы – приятные и не очень. Вчера ночью последним таким сюрпризом стал бригадный генерал Ахмад Асири, глава пресс-службы саудовского министерства обороны, сообщивший о готовности послать наземные войска в Сирию для участия в американской коалиции против ISIS.

Самым невероятным оказалась синхронизация с пресс-службой египетских вооруженных сил, выложившей в сети снимки техники и войск, направляющихся в королевство для участия в крупнейших маневрах на территории королевства. Совершенно не случайно, что одновременно начали говорить о “коалиции против ISIS” – на фоне ошеломительных успехов сирийской армии в Алеппо и Дераа,после того, как под российским прикрытием была снята осада Нубль и Захраа. Сирийцы продвигаются к границам саудовского союзника – Турции, и теперь арабы вынуждены забыть о своем пятилетнем нежелании участвовать в реальной сухопутной войне против сирийского режима.

Также стоит отметить, что внезапный отказ делегации оппозиции продолжить переговоры в Женеве был , скорее всего, заранее продуман и согласован. Делегация немедленно вернулась в Эр-Рияд на частном саудовском самолете.

Это правда, что турецкий президент Эрдоган саркастически опроверг российские сообщения о концентрации крупной военной группировки на сирийской границе, но это вовсе не означает, что развертывания подобной группировки не происходит в действительности, и что не существует нового, военного сценария для разрешения сирийской проблемы – после провала сценария политического в Женеве.

На следующей неделе в Брюсселе встречаются министры обороны НАТО. Они обсудят возможности использования саудовских сухопутных сил и вопрос о том, что делать с изменившимся балансом сил в Сирии. Абдель аль-Джубейр,министр иностранных дел Саудовской Аравии, на протяжении последних шести месяцев повторяет, что если для проблемы Асада не будет найдено политического решения, то будет применено решение военное. Вопрос в том, какова степень отчаяния в Саудовской Аравии и готова ли она к военному варианту?

Совершенно ясно, что любой вариант вторжения в Сирию саудовских и турецких войск не будет совершен ради войны против Исламского Государства, но ради того, чтобы не допустить падения Алеппо, экономической столицы Сирии, и ради того, чтобы в той или иной форме продвинуться к Дамаску и добиться падения режима.

При этом Саудовская Аравия не является ни великой империей, вроде римской или халифата Омейядов. Она также ничем не отличилась на поле брани.Последние 11 месяцев она воюет против Йемена – одной из беднейших стран на Земле – без видимых успехов. Ее экономике грозит спад, из-за коллапса цен на нефть, и в следующей войне, в которую она намерена ввязаться, ей будут противостоять не кое-как вооруженные отряды хути, а враги, оснащенные по последнему слову техники.

Саудовская Аравия,Турция и государства Залива ведут войну не против сирийского режима и армии Башара Асада, но против России, Ирана, Хизбаллы”, и , возможно, Китая. Мы могли тысячу раз предсказать, как начнется эта война, но мы не можем предсказать ни ее участников, ни чем она может закончиться.

Превратилась ли Саудовская Аравия, оказавшаяся не в состоянии разрешить свою йеменскую проблему, столкнувшаяся с перспективой того, что ее финансовые ресурсы будут поглощены йеменской черной дырой, осознав неспособность сформировать “суннитскую исламистскую коалицию”, которая противостояла бы подъему Ирана в раненного тигра, готового метаться в разные стороны, нанося беспорядочные удары?

Не стоит спешить делать выводы о том, чем закончится подобное приключение. Стоит только помнить о том, что всемогущая Америка стоит обнаженная в своей беспомощности, и саудовским правителям стоит еще раз повторить уроки собственной войны в Йемене. Они, конечно, этого не сделают, и применят “доктрину Салмана” – отказ от колебаний и всестороннего обдумывания значительных шагов, которыми характеризовалась политика королевства на протяжении последних 80 лет. И в этом случае, мы, скорее всего, будем очень часто видеть на экранах бригадира Асири, и ему, скорее всего, понадобятся помощники и адъютанты. И если эта война действительно начнется облик региона и мира изменится навсегда.