Коллапс Кемп-Дэвида и будущая египетско-израильская война I

03
На настоящий момент такая возможность представляется маловероятной – отношения Израиля с режимом Сиси, в целом хорошие, к тому же Египет занят кампанией против исламистов, нападающих на военных и гражданских и причиняющих существенный ущерб туристическому сектору.

Также нельзя исключить того, что в ближайшем будущем Египет ожидает военный конфликт с тем, что осталось от Ливии. У Египта там есть существенные, в том числе нефтяные интересы. И на другом фронте постоянно маячит возможность войны за водные ресурсы Нила с Эфиопией.

Несмотря на все вышеперечисленные существенные факторы, сегодня никто не может дать гарантий того, что лицо Египта не изменится – и очень быстро. Всего пару лет назад казавшийся незыблемым Мубарак был свергнут, и на выборах к власти пришли “Братья-Мусульмане”. Правление Мухаммеда Мурси было коротким, он также был свергнут, но базис триумфа “Братьев” – а именно, исламизированное египетское население, никуда не делось.

Элам говорит: “Моя книга – результат многолетних исследований, начавшихся еще при Мубараке. Мое предположение можно сформулировать так: Отношения с Египтом, какими бы хорошими они ни были, могут разрушиться быстро, даже стремительно. Возможно, речь будет идти о столкновении ограниченного характера – но мы должны быть к нему готовы. В свете того, что Египет располагает самой мощной армией в арабском мире, следует относится к нему, прежде всего, с военной точки зрения – а не исходя из текущих, хоть и самых хороших отношений”.

Книга Элама предлагает несколько возможных сценариев, ведущих к конфликту. Например, в результате внутренних конфликтов в Египте армия может решить, что единственный способ достижения внутреннего единства – война с внешним врагом.

Элам говорит: “Нынешний президент Сиси не заинтересован в конфронтации, и он, возможно делает все, чтобы ее избежать. На фоне огромных внутренних проблем война с Израилем для него – очень рискованное и дорогостоящее предприятие, которое, скорее всего, обернется катастрофой. Тем не менее, существуют факторы, которые могут даже против воли египетского руководства подтолкнуть его к инициации кризиса с Израилем. В первую очередь, существует общая атмосфера вражды в отношении Израиля – и она усиливается при любой эскалации в отношениях между Израилем и арабами, между Израилем и палестинцами в особенности. Несмотря на то, что нынешний режим выступает против ХАМАСа, народ все еще чувствует солидарность с палестинцами – и в случае масштабного столкновения Израиля и ХАМАСа потребует от своего руководства действовать. Это может привести к отзыву египетского посла, разрыву дипломатических отношений, аннулированию мирного соглашения – если не хуже того”.

Элам говорит: “Другой вариант – жесткий внутренний кризис в Египте. Руководству необходимо срочно поднять свой престиж – и оно может попытаться отвлечь внимание масс на столкновение с Израилем. Даже если намерением будет лишь инициация видимости кризиса, результатом может стать реальная конфронтация. Кроме того, нынешнее руководство может быть смещено и заменено – не обязательно на “Братьев-Мусульман”, но это новое руководство может оказаться настроено враждебно в отношении Израиля, что резко увеличивает шансы военного столкновения между двумя государствами”.