Государство-тролль

Но удовлетворение, получаемое от троллинга, по определению живет недолго. Для того, чтобы постоянно привлекать к себе внимание, тролли должны находить все новые и новые пути поймать на крючок своих оппонентов. Отсюда одурманивающая смена стратегий – от всемерной поддержки “Народных республик Донецка и Луганска”, о которых забыли практически за одну ночь к “созданию анти-террористической коалиции в Сирии”.

К несчастью, троллинг не может служить в качестве долгосрочной платформы или стратегии. Вместо идеологической оппозиции Западу, российское государство-тролль предлагает лишь раздражительность, гнев и злорадство, восторг от отчаяния других людей. Возможно, по другому и быть не может. В конце концов, российская элита зависит от Запада – во всем, что касается отдыха, отмывания денег, медицинского обслуживания образования для своих детей. Правители России имеют куда больше общего с западным высшим классом, чем с пенсионерами, перебивающимися на ничтожные подачки от государства.

Опасность, конечно же в том, что подобный бескровный троллинг может эскалироваться и дойти до схватки не на жизнь а на смерть. Этот риск реализовался после длительного периода российских нарушений воздушного пространства иностранных государств – от Японии до Балтики – турки сбили российский бомбардировщик.Но в то же время опора государства на троллинг в условиях идеологического вакуума дает некоторые основания для оптимизма. В конце концов, устойчивая и трезвая ответная реакция – и онлайн, и в реальной жизни бывает достаточной для того, чтобы троллинг прекратить. В буре, спровоцированной российской интерлюдией в Сирии, многие забыли, что ограниченные санкции и дипломатический остракизм убедили Кремль в необходимости сдержать свои амбиции на Донбассе. Несмотря ан то, что конфликт в восточной Украине продолжается, и каждый день гибнут люди, большие наступления не предпринимались с февраля 2015.

Воспринимать Россию в качестве государства-тролля не значит отказывать ей в наличии реальных целей или предполагать, что такие цели выбираются произвольно. Это, однако, помогает объяснить тот стиль государственного управления, который в ином случае казался бы все более безответственным и иррациональным. Несомненно, российская публика наслаждается спектаклем того, как ее президент тычет западных лидеров носом в дерьмо. И Путин не зря и не случайно оказался хитом той эпохи, в которой он живет. Как продемонстрировала неожиданная популярность Дональда Трампа в ходе предвыборной кампании, троллинг, в качестве политтехнологии превосходно удовлетворяет нужды современного соскучившегося и жадного до конфронтации общества.