Виртуальный Халифат. Анатомия пропагандистской машины ISIS III

Причастность

Тесно связанная, но отличная от всех четырех вышеперечисленных тем – причастность. Эта идея – один из самых мощных магнитов, привлекающих к ISIS тысячи и тысячи новых рекрутов, в особенности, из государств Запада. Через регулярную публикацию видео и фото эссе посвященных истирахат аль-муджахиддин- “отдыху бойцов” с чаем и пением религиозных гимнов, пропагандисты подчеркивают “братство” в халифате. “Товарищество” и “братская любовь” являются настоящими фирменными знаками ISIS. В большинстве видео al-Ḥayāt, выходящих на иностранных языках показаны боевики разных национальностей, вместе наслаждающиеся жизнью, их лица излучают безмятежность.

Не трудно распознать, каким образом эксплуатируется этот нарратив: Исламскому Государству нужно постоянно пополнять свои ряды, и ему необходимы иностранные аудитории. Пропагандисты осознают, что предложение дружбы, уверенности и чувства причастности – мощные притягательные стимулы.

Исламское Государство создает настоящую “умму на стероидах” и развивает концепцию мусульманского сообщества далеко за пределы представлений традиционной Аль-Каиды о муджахеддинах, как элитном авангарде. Делая это, ISIS демократизирует религиозную войну, превращая ее в “джихад сделай сам”. Вместе с вышеперечисленными элементами, эта мощная идея причастности вживлена в финальный компонент бренда Исламское Государство, который мы сейчас обсудим.

Утопизм

Финальный нарратив, эксплуатируемый Исламским Государством – апокалиптический утопизм, который можно назвать самым широким компонентом и самой важной темой. И действительно, все предыдущие компоненты кумулятивно усиливают его. Удобренная новым контентом несколько раз в день, идея утопического “халифата” ярко выражена во всем потоке сообщений ISIS. Ее постоянное наличие оправданно: основание Исламского Государства и реализация “халифата” – уникальный коммерческий довод, конкурентное преимущество организации на рынке джихада. Чем больше “доказательств” этому будет предоставлено, тем более устойчиво Исламское Государство перед лицом обвинений в “нелегитимности”.

Стремление пропагандировать “государственность” ведет к странным проявлениям – документальным фильмам о рыболовстве, строительстве дорог и уборке навоза за овцами. Но так кажется только поначалу. Регулярное появление “министерств”, “департаментов” и “офисов” Исламского Государства преследует вечную цель – предоставить доказательства того, что о нем не только говорят, но его осуществляют: учат детей Корану, организуют шариатские суды, применяя физические наказания, собирают и распределяют закат.