Виртуальный Халифат. Анатомия пропагандистской машины ISIS II

Вертикальное и горизонтальное

Далее следует пара вертикальной и горизонтальной пропаганды. Первая – поток сообщений, официально производимый самим Исламским Государством, заказанный и распространяемый халифатом контент. Такой род пропаганды укрепляет брендинг организации. “Горизонтальная” пропаганда, также как и “социологическая” пропаганда описывает исключительно контент, возникающий исключительно из той среды, в которой существует официальная “вертикальная” пропаганда. Она не обязательно должна быть, но практически всегда оказывается политической. Исламское Государство умело сливает два этих потока пропаганды так, что они питают и поддерживают друг друга.

Агитация-интеграция

Следующая пара Эллюля – агитационная и интеграционная пропаганда. Первая посвящена мобилизации. Ее цель – заострить чьи-то идеи, подтолкнуть к действиям, подвинуть от “недовольства к бунту” – в случае Исламского государства – от пассивной поддержки к активной. “Интеграционная” пропаганда тесно связана с стратегической и социологической пропагандой. Они также более постепенны. Она создает и выстраивает утопический миф и поддерживает сантименты, с помощью которых “тактическая” пропаганда подталкивает к действию. Говоря просто, “агитационная” пропаганда создается и распространяется ради того, чтобы обеспечить действия, в то время как “интеграционная” пропаганда обеспечивает приверженность реципиента к той системе верований и ценностей, которая оправдывает его акции позднее. Пропагандисты Исламского Государства демонстрируют беспримерную способность синтеза двух этих форм – и это регулярно не замечается, из-за того, что брутальная природа “агитационной” пропаганды делает ее наиболее видимой и распространенной и притягивает к себе внимание.

Рациональное- иррациональное

Следующая пара идентификаторов, выявленных Эллюлем – “рациональное” и “иррациональное”. Оба используются Исламским Государством для манипулирования “фактами ради рациональной демонстрации превосходства своей системы, и предполагаемой реальности воображаемой утопии”. Это объясняет беспрерывный поток аудио и видео сообщений описывающих, с помощью “рациональных” документов осуществление Исламским Государством иррационального джихадистского проекта. Все, даже самые незначительные, мельчайшие детали, работают на то, чтобы продвинуть этот синтез правды, преувеличений и лжи. Этот комплекс – сердце утопического комплекса превосходства Исламского Государства. Он имеет фундаментальное значение для существования и продолжения существования группы.

Ни одна из этих пар не существует сама по себе. Комбинация всех перечисленных элементов необходима для того, чтобы пропагандистская стратегия показала свой полный потенциал. Определенно, стратеги Исламского Государства это осознают. В ходе своего стремительного восхождения к вершинам бесчестия, его пропагандисты гармонизировали все вышеперечисленное – “социологическое”, политическое”, “горизонтальное”, вертикальное”, “агитацию” и Интеграцию”, “рациональную” и “иррациональную” пропаганду – с тем, чтобы подкормить, унавозить и расширить среду, в рамках которой существует его миссия. Теперь. После того, как описана система для понимания структуры этой среды, следует рассмотреть шесть ключевых нарративов бренда по имени “халифат”.

Шесть тем бренда “Исламское Государство”

Как уже упоминалось ранее, обычное непонимание пропаганды Исламского государства заключается в том, что оно начинается и заканчивается брутальностью. Несмотря на это, независимо от того, идет ли речь о видео, показывающем расстрел группы мужчин в пустыне, массовое обезглавливание, или оба, безумие жестокости и безумие насилия – лишь часть большой картины. Брутальность – лишь одна из шести широких тем, которые организация развивает для продвижения своей пропаганды: остальные пять – сострадание, жертвенность, война, причастность и утопизм. Также как и механизмы, с помощью которых они насаждаются, эти темы не существуют сами по себе и отдельно друг от друга.