Ислам и французская гангрена ненависти к себе II

Забыли главного врага? – Исламизм вам напомнит – фобиями на блюдечке. Припевы просты и известны: империализм Соединенных Штатов сокрушает аборигенные народы, Барак Хуссейн Обама уничтожает добрых мусульман, его союзники – предатели мусульман, Израиль и евреи стоят за любой пакостью. И поскольку злейшим врагом этого врага является ISIS, то ISIS следует поддержать любой ценой. И терроризировать так, как терроризирует он.

Во всем этом нет ничего нового. 20 лет назад ситуация была описана в фильме La Haine (Ненависть) – пусть хотя бы и частично. Ничего не изменилось с тех пор, ничего не улучшилось. Чем объяснить эту коллективную слепоту?

Гилан Шеврие: La Haine был заметной вехой. Ситуация с тех пор лишь продолжала ухудшаться. И если существует внутренние причины, как например, более разнообразное общество, чем 30 лет назад, нельзя забывать о том, что кризис идентичности возник в результате подрыва секуляризма – и здесь доминируют внешние факторы. Против общества идет как бы двойная атака. С одной стороны глобализация ведет к острому экономическому и социальному кризису, ослабляющему и дискредитирующему западные демократии. С другой стороны, международная ситуация кардинальным образом изменилась с концом коммунизма и коллапсом Восточного Блока. Изменился баланс сил. На историческую сцену вернулась религия, в особенности в тех странах, которые не знали демократического процесса. Как только политические институты начали хиреть, иррациональное вернулось на сцену истории.

Вера в то, что правительство сможет сдержать напор религии, множа компромиссы и позволяя все новые изменения и приспособления к демократической современности, под лозунгом того, что ислам совместим с Республикой есть проявление невероятной наивности. Правда в том, что никакая религия не совместима с Республикой, так устроена сама религия – не больше и не меньше. На протяжении долгих лет “иному”, “различному” давали премию – в обмен на лояльность тех или иных групп населения Республике. Затягивание с применением принципов секуляризма в школах, где мы видим возрождение религии, множество исключений из закона 1905 года о разделении церкви и государства – такие, как государственное финансирование местными властями мечетей и молельных мест только вредят. Вместо государственного патронажа усиливается обучение религии в школах – основанное на ошибочном убеждении в том, что мы можем набрать еще больше учеников, у которых есть чувство принадлежности к тому же социальному пласту. Такая политика не стирает различия, но усугубляет их, изменяя баланс сил в обществе.

Очевидно, что в момент кризиса, такая ориентация была попыткой сгладить напряженность между иммиграцией и французским обществом. Эти попытки провалились. Нельзя продолжать в этом направлении. Мы должны быть тверды в том, что нас объединяет. Вместо того, чтобы воспевать различия, мы должны превратить в главную ценность модель светской республики, которая неотделима от демократической модели. Равенство изгоняет бесов различия и раздоров, и сберегает наши ценности, нашу культуру и нашу идентичность. Это и является, возможно, путем ухода от радикализации, которая играет на наших слабостях.