Исламские вызовы России: от Кавказа до Волги и Урала II

Что такое нетрадиционный ислам, который часто именуют исламизмом, фундаментализмом, ваххабизмом, и , наконец, салафизмом? Это движение, последователи которого выступают за ре-исламизацию общества, возвращению к канонам ислама, строгому соблюдению ритуалов, табу, правил поведения, и, наконец, за участие ислама в политике. Их целью является сформировать некое исламское пространство, или же независимое исламское государство – эмират или халифат.

Башкирский этнолог Юлдаш Юсупов говорит: “Салафизм нельзя рассматривать в качестве болезни, от которой страдает наше общество. Он – элемент процесса религиозного развития – религиозная система для молодежи… Салафитские джамааты более открыты, чем мы думаем”.

Салафизм – религиозный феномен, существовавший на протяжении всей исламской истории, и поэтому неверно рассматривать его в качестве девиации или искажения ислама – как это склонны делать традиционные идеологии. Салафитское движение всегда было в оппозиции спонсируемому государством официальном исламу. Его последователи сражаются за преодоление пережитков язычества. Они не могут признать плюрализма школ исламской юриспруденции (мадхабов), и суфийское учение, и пропагандируют “истинный ислам” , который они ассоциируют с исламом восьмого века – таким, каким он был в времена пророка Мухаммеда и его ближайших соратников. Салафиты – поборники религиозной идеологии протеста, и совершенно естественно что этот протест наиболее ярко выражается в кризисных периодах и переломных моментах – чему мы сегодня и являемся свидетелями.

Традиционный ислам и салафизм – легитимные исламские движения внутри мусульманской религии. Бессмысленно и даже опасно пытаться искоренить их. Разделение ислама на традиционный и нетрадиционный большей частью представляется теоретическим. На деле, и традиционный ислам, и салафизм – приверженцы и пропагандисты исламского образа жизни, включая шариат в качестве регулятора социальной жизни и правил поведения мужчин и женщин. Существует большой разрыв между салафитами и традиционалистами, но, как представляется, между ними постепенно начинает строиться мост, несмотря на то, что движения по разные стороны этого моста кажутся медленными и непоследовательными.

Салафизм, или ваххабизм, все больше проявляется в волго-уральском регионе, не только в Татарии и Башкирии, но и в прилегающих районах – на Волге, Урале, в Сибири, на северных приграничных территориях, в том числе, в районах газо и нефтедобычи.

В салафизме есть и умеренная и радикальная школы, и последняя не чужда экстремизму. Несмотря на то, что салафизм продолжал распространяться на протяжении 2000-х, это распространение оставалось относительно незамеченным. Он влиял на религиозную жизнь мусульман и не был политизированным. Так, нарастала борьба за мечети – за них боролись выпускники исламских университетов Ближнего Востока, вернувшиеся на родину.