У истоков Исламского Государства в Леванте: иранский патронаж

Заркауи на протяжении года после своего бегства из Афганистана, базировался в Иране. В это время он много путешествовал по региону. Он рекрутировал молодых палестинцев в лагере беженцев южном Ливане, а также побывал во многих суннитских городах центрального и северного Ирака. Шади Абдалла, бывший телохранитель бин Ладена, утверждает, что Заркауи был арестован иранцами, но был очень скоро отпущен. Это подтверждается данными иорданской разведки, сообщающей о его поездке в Иран в 2003 году. Заркауи также побывал в Сирии, где при поддержке тамошнего мухабхарата готовил убийство Лоренса Фоли в Аммане.

Высокопоставленный источник в директорате общей разведки Иордании (GID) сообщил в 2006 в интервью журналу Atlantic: “Мы знаем Заркауи лучше, чем он сам себя знает. И я могу вас заверить, что у него нет никаких связей с Саддамом. Иран – это совершенно другое дело. У иранцев есть политика – они стремятся контролировать Ирак. И часть это политики – поддержка Заркауи – тактическая, но не стратегическая…В начале они снабжали его оружием, униформой, военным снаряжением – когда он был с Ансар аль-Ислам. Теперь они просто закрывают глаза и на его деятельность, и на то, чем занята в целом Аль-Каида. Для Ирана Ирак – это поле боя с американцами. И они полагают, что им удастся избавиться от Заркауи в тот момент, когда американцы покинут Ирак”.

За этим наблюдением, сделанном 9 лет назад – тройная ирония.

Во-первых, последовавшее царство террора в Ираке отличалось тем, что оно фокусировалось на уничтожении и причинении всевозможных страданий представителям шиитского большинства. С точки зрения Заркауи (и время доказало его правоту) это приведет к тому, что возникнет состояние гражданской войны, в котором у суннитов не будет иного выбора, как вернуть себе отнятую у них власть и восстановить былую славу Нур ад-Дина.

Во-вторых, попытки Ирана “избавиться” от более чем способных адептов Заркауи в Ираке продолжаются по сей день. Иран открыто хвастается тем, что эту битву возглавляют генералы корпуса стражей исламской революции, а их пушечным мясом являются обученные тем же корпусом шиитские милиции.

В-третьих, поддержка Ираном деятельности Заркауи в 2001-2002 годах весьма сходна с тем обвинением, которое администрация Буша выдвинула против Саддама – а именно – в поддержании тактического альянса или сердечного согласия с Аль-Каидой. По приятному совпадению, это подтверждается словами соратника самого Заркауи, нынешнего пресс-представителя ISIS Абу Мухаммеда аль-Аднани в мае 2014, после формального разрыва с Аль-Каидой: “Аль-Каида не атаковал рафидитов (шиитов) в Иране с момента ее основания… Она сдерживала гнев все эти годы и переживала обвинения в коллаборационизме с ее худшим врагом, Ираном, она позволяла рафидитам жить в безопасности, в интересах защиты линий снабжения Аль-Каиды, которые проходили через Иран. Давайте скажем это честно перед историей – у Ирана – огромный долг перед Аль-Каидой”.

Заркауи и бин Ладен не любили и не доверяли друг другу, но у них была общая цель – заманить США и союзников в ловушку Ирака. Уже в октябре 2002 Заркауи ждал войны, целью которой, как он предполагал, будет не распространение демократии, но элиминация любой военной оппозиции Израилю в арабском и иранском мире. Через год бин Ладен написал письмо народу Ирака. Оно было распространено через Al-Jazeera. Он советовал иракцам подготовиться к оккупации древней исламской столицы и установлению марионеточного режима, “который проложит путь созданию Великого Израиля”. Месопотамия станет эпицентром жидовско-крестоносной конспирации, которая охватит весь Ближний Восток.

Бин Ладен призывал к созданию армии шахидов и муджахеддинов в масштабах, невиданных с момента окончания советской оккупации Афганистана. Но у его послания был интригующий и важный постскриптум. Бин Ладен говорил, что “социалистические кафиры” баасистского режима Саддама будут достойными соратниками в общей войне с американцами. Ради того, чтобы нанести удар по “дальнему врагу” призывали сотрудничать с остатками “ближнего врага” – до тех пор, пока не будет достигнута окончательная победа ислама. Последствия этого санкционированного исламистско-баасистского альянса стали летальными и долгосрочными.

Michael Weiss, Hassan Hassan. ISIS: Inside the Army of Terror, 2015