Китай, Россия и доктрина Синатры

На протяжении столетий флоты европейских держав бороздили моря – ради географических открытий, торговли, для того, чтобы основывать империи и для того, чтобы вести войны. И потому появление китайского флота в Средиземном море следующей весной станет запоминающимся переломным моментом. Китайцы и русские планируют совместные маневры. Этот план был озвучен в Пекине на прошлой неделе – после российско-китайской встречи, посвященной сотрудничеству армий двух государств.

Китайцы, без всякого сомнения, будут наслаждаться символизмом того, что их военные корабли плавают у самого центра традиционной европейской цивилизации. Но, кроме символизма, обе нации делают важное заявление о состоянии дел в мире. Оба государства выступают против военных операций Запада вблизи от своих границ. Китай жалуется на американские морские патрули в непосредственной близости от побережья, Россия возмущена попытками расширения НАТО. Организуя совместные учения в Средиземном море, китайцы и русские посылают ясное сообщение: если НАТО патрулирует у их границ, то и они могут патрулировать у границ НАТО.

Но за этой игрой мускулами скрывается нечто большее. Русские и китайцы подталкивают к более широкой реорганизации миропорядка, и она теперь будет основываться на идее “сфер влияния”. И Россия, и Китай предполагают, что у них должно быть право вето на то, что происходит в близости от их границ. Россия говорит, что неприемлема ситуация в которой Украина – на протяжении столетий находившаяся под властью Москвы – теперь может присоединиться к западному альянсу. Путинское стремление – создать “Евразийский Союз” также представляется попыткой воссоздания российской зоны влияния над большей частью бывшего Советского Союза – в противовес ЕС.

До самого последнего времени Китай преимущественно опирался на свою экономическую мощь ради распространения влияния в Азии. Но теперь и Пекин все более открыто преследует свои интересы в сфере безопасности. В территориальных спорах с соседними Вьетнамом и Японией он становится все более энергичным. В прошлом году Пекин провозгласил создание “зоны идентификации ПВО” над Восточно-Китайским морем и требует, чтобы все самолеты, пролетающие через зону, идентифицировали себя перед китайскими властями.

На Западе есть люди которые советуют – оправдывая себя интересами прагматизма и сохранения мира – чтобы России и Китаю эти “сферы влияния” были тактично подарены. В последнем интервью Der Spiegel Генри Киссинджер счел разумным заявить, что Украина более не может решать свое собственное будущее. Администрация Обамы, однако, прямо выступает против подобных идей. Тони Блинкен, заместитель советника по национальной безопасности заявил о российских устремлениях следующее: “Мы продолжим отрицать идею сфер влияния. Мы настаиваем на праве суверенных демократий выбирать свои собственные альянсы”.