Альтернативы будущего Сирии. Четыре сценария RAND

– “Умеренное” суннитское государственное образование , контролирующее большую часть южной Сирии, включая некоторые восточные пригороды Дамаска, и большую часть территорий между Дамаском и Голанскими высотами. Оно также будет контролировать полосу вдоль ливанской границы и большую часть провинции Хомс.

– Салафито-джихадистский эмират ISIS (некоторые части которого контролируются Джабхат ан-Нусра) оккупирует большую часть северной Сирии (включая Алеппо), всю Ракку и Дейр эз-Зур.

Оценка последствий: затяжной конфликт будет означать ослабление Ирана и “Хизбаллы”. Неспособность Асада отвоевать нечто большее, чем ограниченные порции западной Сирии будет рассматриваться лидерами в Тегеране и Южном Бейруте в качестве отката, в особенности в свете масштаба ресурсов, которые были предоставлены Асаду. Иран за кулисами будет пытаться достигнуть взаимопонимания с не-джихадистскими суннитскими группами, и, возможно, курдами для того, чтобы сохранить свои патронажные сети в Сирии, которые хоть как-то компенсируют сжимающуюся сферу влияния Асада.

С другой стороны, участники семинара пришли к выводу, что продолжение конфликта будет равнозначно победе Аль-Каиды и ISIS. Если ISIS и некая комбинация джихадистских фракций сумеет к 2015 выкроить в северной и восточной Сирии эмират, они могут подать его суннитскому миру в качестве “истинного халифата” построенного в непосредственной близости от Иерусалима – третьей по значению святыни исламского мира. Подобного козыря не было ни у первоначальной Аль-Каиды в Афганистане, ни у предшественника ISIS – Исламского Государства Ирак в 2006-2007 годах.

Затяжной конфликт также вытолкнет большинство демократических и светских сил на сторону Асада. Речь не идет о вооруженных мятежниках – мало кого из них можно назвать светскими и демократическими – но о сирийской оппозиции – художниках, писателях, интеллигенции, в 2011 инициировавших революцию.

Безопасность в регионе, скорее всего, ухудшится. Почти наверняка начнется джихадистская кампания против “Хизбаллы” в Ливане. Суннитская инсургенция начнется в Иордании – с перекрестной поддержкой ISIS с территории восточной Сирии и западного Ирака. В Йемене Аль-Каида осмелеет, и может попытаться воссоздать базу в Саудовской Аравии.

Второй сценарий: “Победа” режима

В этом сценарии, режим не наносит мятежникам решительного поражения (из-за этого кавычки), но вместо этого, будет медленно перемалывать силы мятежников в густо населенных районах западной Сирии, используя свое решающее преимущество в артиллерии и авиации.

В конце концов, силы мятежников удастся оттеснить в мешки вдоль турецкой границы, к Голанским высотам, и на востоке к долине реки Евфрат. Некоторые мятежники будут удерживать восточные пригороды Дамаска, и, возможно, в некоторых кварталах Алеппо. Поддержка Ирана и “Хизбаллы” будет критически важной для такого рода “победы”. Другим фактором станет междоусобная грызня между различными фракциями мятежников. Этот сценарий предполагает, что конфликт продолжит тлеть вдоль границ.