Как закрылся мусульманский разум. Очерки истории интеллектуального суицида III // Архивы PostSkriptum

Интересным моментом в этих сказаниях является аргумент Ашари о том, что свободная воля человека несовместима с Божьим Провидением и Божьей Справедливостью. Если людей к этому не принуждают, они не могут быть хороши, а Бог не может быть справедлив. Это все равно, что сказать, что если человек свободен, то Бога быть не может. Ашари разрешил данную дилемму, отрицая и свободу воли человека, и Божью Справедливость, которая , с точки зрения теолога, подразумевает, что Бога вынуждают действовать определенным образом. Под этим взглядом на мир лежала основная теория ашаритов, концепция Бога, как чистой воли, без и превыше разума.

Чрезвычайно важно осознать, что теология, эпистемология и метафизика, изложенная в учении Ашари имела решающее воздействие на развитие всей последующей суннитской исламской культуры. Необходимо также учитывать экстремизм этих взглядов – с оглядкой на то, что данная школа и по сей день рассматривается в качестве “среднего пути” между экстремизмом мутазилитов и литералистов.

По материалам: Robert Reilly. The Closing of the Muslim Mind How Intellectual Suicide Created the Modern Islamist Crisis. 2010