Обсессии Запада в зеркальном отражении медиа-джихада ISIS

Визуальная грамматика этих фильмов заслуживает более пристального внимания. Кантли появляется, глядя прямо на зрителя, но посередине речи угол зрения меняется, и его показывают в профиль. Это – обычная для современных документальных фильмов и интервью техника, требующая более , чем одной камеры и нескольких дублей. Трансляция также заканчивается своеобразной “подписью” Кантли: “Присоединяйтесь ко мне во время следующей программы”. В видео с обезглавливаниями “Джихади Джон” и бандиты в масках в конце показывают на следующую жертву, как будто заманивая зрителей, призывая их оставаться в курсе, на манер реалити-шоу. Зачем? – ISIS пытается добиться того, чтобы видео выглядели более профессиональными и развлекательными.

Полный масштаб медийных амбиций ISIS отражается в продукции Al Hayat Media Center. Он не имеет отношения к пан-арабской газете Al Hayat, и в отличие от нее, ориентирован на неарабскаую аудиторию, специфически, молодежь. Его продукция максимально приближена к западным вещательным стандартам – по сравнению с чем бы то ни было, произведенным по сей день исламским экстремизмом. Как и любой конвенциональный вещатель, у Al Hayat Media Center есть собственное лого, сходное с Al-Jazeera, черный флаг джихада, развевающийся в верхнему углу экрана. Программы производятся на нескольких языках – главным образом, на немецком, английском и французском, и в множестве форматов – от используемых в twitter “Mujatweets” до часового эпоса Flames of War, снабженного голливудским трейлером. Центр также публикует собственную аудиопродукцию и глянцевый джихади-журнал Dabiq. Второй выпуск журнала посвящен халифату, в качестве “ковчега” в апокалиптическом “наводнении”. Иллюстрации, соответственно, взяты с голливудского фильма “Ной”.

b7ce6905-e1e1-4db0-9db2-50129aa6fa46-460x276

Сетка вещания Al Hayat Media весьма разнообразна. “Приветствия на Эйд из земель Хилафа”, например, сняты в оккупированной Ракке, и сделаны на манер туристического шоу. Боевики из Финляндии, Индонезии, Бельгии и Британии рассказывают о своем счастье. Абу Абдулла аль-Хибаши, британский джихадист, говорит: “Я не думаю, что может быть нечто лучшее, чем жизнь в землях халифата. Нам не нужна демократия, нам не нужен коммунизм, ничего такого нам не надо. Все что нам нужно – это шариат.” Интервью перемешаны с красочными уличными сценками и играющими на площадках детьми. Передача оканчивается призывом: “Я хочу, чтобы ты был здесь”. Mujatweets цинично презентуют “доброту” ISIS – джихадисты раздают детям мороженное, кулинары рассказывают о приправах к шуарме, солдаты навещают раненных товарищей в госпитале.

Но есть и пропаганда, рассчитанная на низменные инстинкты. Практически “художественный” фильм Flames of War мифологизирует героизм ISIS чернушными съемками, убийственной жестокостью и налитой кровью прозой. Голос за кадром говорит: “Ураганный обстрел сопровождается адским грохотом, вселяющим в сердца наших врагов ужас, и не оставляет им ничего иного, ка вдыхать плотный дым надвигающейся смерти”. Фильм насыщен боевой съемкой: настоящие подрывы смертников, перестрелки, казни, трупы. Все это перемешивается с съемками западных каналов, с бесчисленными имиджами триумфа джихадистов – марширующих, на лошадях, на бронетранспортерах и танках, размахивающих Калашниковыми и черными флагами ISIS. Это – хороший пример стиля Al Hayat . Каждый фрейм обработан. Цвета настолько насыщены, что боевики в кадрах сияют. Взрывы показаны в супер слоу-мошен. Есть кадры, дающие ощущение телесъемки или старой фотографии. Переходы между клипами – вспышки взрывов и ослепляющего пламени. Графика летает по экрану. Звонкое пение и звуки выстрелов гармонично вливаются в саунд-трэк. ISIS запретил музыку, пение, алкоголь и сигареты, но он очень уважает Final Cut Pro.