Обсессии Запада в зеркальном отражении медиа-джихада ISIS

В 1941 году голливудскому режиссеру Франку Карпа поручили снять документальный фильм о военном усилии США. Он знал, откуда нарезать себе кадров – он видел “Триумф Воли” Лени Рифенсталь. Капра вспоминал позднее: “Меня это напугало до смерти. В нем не стреляют пушки, в нем не сбрасывают бомбы, но это психологическое оружие цель которого – разрушить волю к сопротивлению. Это было просто летально”. Капра решил обратить оружие врага против него самого. Результатом стал семисерийный документальный сериал Why We Fight, в котором экстенсивно используются съемки “Триумфа Воли”. Фильм демонстрировал, против чего воюют “наши ребята”. Капра сказал: “Пусть их фильмы их и убьют. Надо дать врагу доказать нашему солдату всю грандиозность его мотива – и тем самым, справедливость нашей борьбы”.

93648244-719f-422a-8e19-d1db71ff5e18-460x276

Если перенестись в наши дни, ситуация изменилась с точностью до наоборот. Точно также, как ISIS применяет захваченную в Ираке американскую артиллериею против своих врагов, он использует против Запада его же медиа и приемы. ISIS показал, что в совершенстве владеет YouTube, Twitter, Instagram, Tumblr и мемами вроде  #catsofjihad .

Любительские видео и фото также ежедневно загружаются в сеть его рядовыми солдатами. Они мгновенно распространяются по всему миру – как обычными пользователями, так и мэйнстримными агентствами, жадными до имиджей, которые не могут снять их собственные камеры. Последним примером стало вербовочной видео, сделанное на базе отредактированных съемок The Grand Theft Auto. В клипе говорится: “То, что вы делаете в игре, мы воспроизводим на поле битвы”. Современная ситуация на Ближнем Востоке депрессивно знакома, но уровень изощренности пропаганды ISIS – нечто совершенно новое. Дело выглядит так, как будто кто-то, вглядываясь в расплывчатые, монотонные проповеди Усамы бин Ладена десятилетие назад, пришел к выводу о том, что экстремистскому исламу нужна более умная маркетинговая стратегия. ISIS конкурирует с ведущими западными новостными каналами, голливудскими фильмами, реалити-шоу, музыкальными видео, и даже взял на вооружение их слэнг.

Глобальная медийная операция ISIS преследует две ключевых цели: спровоцировать США и союзников, и вербовать джихадистов за пределами Ближнего Востока. В обоих направлениях она удается. Ужасающие видео обезглавливания Джеймса Фоули и Стивена Сотлофа, Дэвида Хэйнса и Алана Хеннинга, помогли вовлечь западные державы в войну в регионе. Между тем, граждане тех же самых государств отбывают на Ближний Восток для участия в войне на стороне ISIS.

69828541-f6bb-4101-97d7-8c60509d9460-460x276

Фоули, Сотлофф и другие были вынуждены осудить “соучастие и криминальность” Соединенных Штатов и предупредили их о том, что им не стоит вмешиваться. Между тем, британский фотожурналист Джон Кантли, под давлением, представляет нечто, похожее на насмешку над сериалом о современной политике. На настоящий момент показаны три эпизода, в которых выдвигаются ясные, аналитические аргументы, ссылки на заслуживающие доверия источники, включая New York Times: “Чего пытались добиться этим последним, плохо продуманным налетом?” Если бы не оранжевая роба Кантли, передачу можно было бы принять за Newsnight.