Прикладная клептократия. Случай Банка Россия II

Кипрские законы позволяют владельцам компаний сохранять анонимность. Из восьми компаний, владеющими Video International, пять (контролируют 69% уставного капитала) зарегистрированы на Кипре. Если лезть глубже, то владельцами этих пустышек являются пустышки следующего уровня – зарегистрированные на Виргинских островах и в Панаме. Ни Video International, ни CTC Media не стали комментировать изложенных здесь фактов или отвечать на вопрос, почему владельцы компаний зарегистрированы в оффшорах.

Через день после того, как Обама внес Банк Россия в черный список, господин Путин встретился со своим Советом Национальной Безопасности. Он сообщил СБ, что 20 человек внесены в санкционные списки – включая трех членов Совета. Путин саркастически сказал: “Нам необходимо теперь дистанцироваться от них”. С каменным выражением лица он добавил: “Они нас скомпрометировали”.

Путин продолжил: “Насколько я помню, речь идет о банке средней величины. У меня там счета нет, но в понедельник я его точно открою”. С тех пор президентская зарплата – 7500 тысяч долларов в месяц – переводится в Банк Россия.

После этого господин Ковальчук дал редкое телевизионное интервью российской телезнаменитости Дмитрию Киселеву. По словам Ковальчука, на банк обрушилась волна новых клиентов, включая сонмы старушек, желавших вложить свои сбережения в банк, которому доверяет сам президент. Ковальчук поведал: “Тот факт, что эти женщины доверили свои сбережения нам – ценнее любого финансового вложения. Работает Фактор Путина, и это безусловно. Факт в том, что люди интуитивно чувствуют, по какую сторону баррикад стоит бизнес”.

Речь идет не только о символической поддержке. Путин распорядился, чтобы Центробанк предоставил необходимую помощь. Государственные энергетические компании перевели счета в Банк Россия, равно как и государственные органы и учреждения Петербурга и Ленинградской области. Госдума, между тем, отменила поправку, ограничивавшую долю Video International 35% рекламного рынка.

10 апреля в дело пошла тяжелая артиллерия. Рыночный Совет, регулирующий российский оптовый рынок электроэнергии, собрался на заседание. В состав Совета входят 22 члена – представители министерств и основных производителей энергии. Один из членов Совета – исполнительный директор Интер РАО ЕЭС, частного отростка государственной электрической монополии. Фирму возглавляет сын господина Ковальчука, Борис. В совете директоров сидит господин Сечин, один из ближайших советников Путина и глава Роснефти.

На заседании было принято решение о переводе счетов энергетических компаний в Банк Россия. Глава Совета, господин Максим Быстров, заявил, что Банк Россия “предложил выгодные ставки по обслуживанию”, не вдаваясь в детали. Детали также отказался предоставить Альфа-Банк, потерявший электрических клиентов в пользу Банка Россия.