Прикладная клептократия. Случай Банка Россия II

Одной из многих непривычных для западного человека особенностей российского рыночного ландшафта является то, что рекламное время не продается напрямую. Вещатели продают его оптом посреднику, вроде Video International, а тот уже перепродает его рекламодателям.

Med Media – крупный держатель акций Video International, и ему принадлежит 20% акций. Но в доме на улице Карпатоу не найти штаб-квартиры воротил российского рекламного рынка. Хозяйка, Агати Зинонас, никогда не слышала о Med Media , также как и о других компаниях, прописанных здесь.

Она говорит: “Каждый день приходят мешки с почтой – из России, Болгарии, Румынии. Все что приходит, я отдаю сыну. Он недавно отсюда съехал”.

Попытка понять корпоративную структуру Video International требует от нас вернуться в 2011 год. Тогда, согласно интервью генерального директора этой компании, Банк Россия и несколько его партнеров купили ее.

На пике, Video International контролировал 70% контрактов на телевизионном рынке, но за несколько месяцев до продажи правительство спешно протащило новый антимонопольный закон, по которому вещателям было запрещено пользоваться услугами компаний, контролирующих более 35% рынка. Video International пришлось отказаться от многих своих контрактов.

Но то, что выглядело как фиаско для Video International, оказалось призом для Банка Россия. Новый закон резко понизил стоимость компании – а вместе с ней и цену, которую за нее просили. Новые хозяева сумели нажиться на “потерянном” бизнесе. В то время как многие рекламодатели стали размещать рекламу напрямую, они продолжали платить Video International за “консультационные услуги” и “программное обеспечение”. Примером может быть компания CTC Media, которой частично владеет дочернее предприятие Банка Россия. CTC Media продолжает платить Video International 80 миллионов долларов в год – за консультационные услуги.

Обозревая исполнение нового антимонопольного закона, господин Алексашенко, бывший заместитель министра финансов, комментирует: “Мои друзья получают все, а мои враги получают по закону”.

Владеет ли Банк Россия Video International – никто не берется сказать с определенностью. На бумаге одно из его дочерних предприятий владеет 15% акций. Остальное погребено в оффшорах – вроде Med Media.

Кипр – один из крупнейших оффшорных центров в мире. На Кипре одна из самых низких ставок налога на корпорации в Европе и законодательство, позволяющее иностранцам зарегистрировать компанию в течение считанных дней. Здесь зарегистрированы около 270 тысяч компаний, большая часть – пустышки, созданные с целью уклонения от налогов и сокрытия личностей реальных владельцев.

Сын госпожи Зинонис, Зинон Зинонис значится директором Med Media. Он работает администратором в адвокатской конторе t Scordis, Papapetrou & Co. . Один из владельцев, Макис Хрисомилас, говорит, что фирма обычно предоставляет для регистрации компаний клиентам либо свой собственный адрес, либо адрес одного из сотрудников. Он говорит: “Мы представляем интересы 4000 или 5000 корпораций”. Ему трудно выдумывать названия. Он пользуется кличками породистых лошадей, выставляемых на аукционы в США. Он также дает им названия улиц в Лондоне и других европейских столицах.