Курдская карта

Подразделение бригадного генерала Махмуда Ахмеда стоит менее чем полутора километрах от сил ISIS. Махмуд Ахмед – ветеран войны с Саддамом в 80-х. Его силы отвечают за прикрытие Эрбиля и Дохука. Ахмед говорит: “Наш дух крепок. Мы здесь для того, чтобы защитить нашу землю и наш народ нашей кровью”.

Этот батальон пешмерги – первая линия обороны на дороге, соединяющий Мосул и Эрбиль. С момента захвата Мосула ISIS и бывшими лоялистами Саддама суннитские группировки заняли ряд городов в провинциях Ниневия, Дияла, Анбар, Киркук и Салах эд-Дин.

В нескольких десятках метров от базы генерала Ахмеда – брошенные бронетранспортеры сил иракской федеральной полиции – свидетельство поражения иракского государства от рук ISIS.

Неспособность сил безопасности Ирака отбить атаки ISIS многих повергла в шок, не в последнюю очередь – пешмергу. Иракских солдат учили американцы и британцы, и они лучше вооружены, чем курды. Коллапс армии оставил на пути ISIS в регионе единственное препятствие – пешмергу.

Представитель регионального правительства Курдистана (KRG) Хальгурд Хикмат говорит, что в рядах пешмерги насчитывается более 100 тысяч человек. Речь идет или о ветеранах войн с Саддамом Хуссейном, или о новых рекрутах, которым предстоит пройти 50-дневную интенсивную подготовку. В теории вся эта масса вооруженных людей подчиняется президенту KRG Масуду Барзани. В реальности речь идет о конкурирующих фракциях – Курдистанской Демократической Партии (партия Барзани) и Патриотического Союза Курдистана (президента Ирака Джалаля Талабани). Сейчас эти разделения теряют смысл. 40 тысяч бойцов пешмерги объединены в 16 батальонов под руководством министерства пешмерги KRG. Остальные находятся в процессе мобилизации и формирования.

Бои с ISIS уже идут – в преимущественно курдских городах Синджар, Зуммар в Ниневии, в районе сирийской границы.

Пешмерга также ведет боевые действия в южной части богатой нефтью мультиэтнической провинции Киркук. Киркук был в центре конфликта с центральным иракским правительством на протяжении нескольких десятилетий. Захват большей части провинции Киркук приближает курдов к осуществлению заветной мечты – созданию независимого государства. Курдские официальные лица заявляют, что не могут полагаться в деле защиты провинции на иракскую армию.