Битва за Ирак – саудовская война против Ирана

“Бойтесь того, чего вы желаете” – таков должен быть совет Вашингтона Саудовской Аравии и другим государствам Залива, поддерживающим джихадистов в их войне против режима Башара Асада в Дамаске. Это предупреждение звучит как никогда актуально именно сегодня, когда кровожадные боевики ISIS стремительно продвигаются через северо-западный Ирак, вынуждая к бегству сотни тысяч своих суннитских единоверцев и создавая панику в шиитском центре вокруг Багдада, чье население знает, что милости от ISIS ждать не стоит – в случае, если моторизованные колонны джихадистов не будут остановлены.

Подобный провал Нури аль-Малики был самой сладкой мечтой короля Саудовской Аравии Абдаллы. Для него Малики – не более, чем иранская марионетка. Абдалла отказывается отправить своего посла в Багдад. Вместо этого он подстрекает своих коллег в клубе деспотий Совета Кооперации Стран Персидского Залива (GCC) – занять подобную тупиковую позицию. Все эти страны уязвимы для ударов Аль-Каиды, но смотря сквозь пальцы на то, как их граждане финансируют радикальные группы вроде Джабхат ан-Нусра в Сирии.

Абдалла находится на отдыхе в Марокко. Он пока никак себя не проявил в связи с иракским кризисом. Возможно, каникулы будут прерваны. Нет никаких сомнений в том, что 90-летний монарх осознал – после того, как его политика в Сирии провалилась, благодаря отпору, организованному Ираном, события в Ираке предоставляют ему новый шанс.

Подобная перспектива ломает многие предсказания и сконфузит многих предсказателей. В последние недели пресса была наполнена сообщениями о начинающемся – хотя и неохотном – сближении GCC с Ираном. Свидетельствами этому стали визит эмира Кувейта в Тегеран, и посещение Тегерана несколькими торговыми делегациями GCC. Был и прямо противоположный тренд – КСА впервые публично продемонстрировало китайские баллистические ракеты, которые могут долететь до Тегерана, а в ОАЭ ввели всеобщую воинскую повинность.

Преимущество, если этот термин может быть употреблен в подобном контексте, бойни в Ираке в том, что она вносит ясность. Есть конечно соперничающие племена и враждующие нации, но доминирующее напряжение создается противоречиями между суннитским (большинством) и шиитским (меньшинством) исламом. Этот феномен, характерный для всего региона, доведен до абсурда ISIS, который, в дополнение к прочему, рассматривает свои действия в Ираке против Малики и как удар по Асаду.

ISIS – безжалостная машина убийств, доводящая суннитское презрение к шиитам до логического, и кровавого экстремума. Саудовский монарх, в отличие от его коронованных собратьев, весьма осторожен, и не допускает прямых религиозных оскорблений., но его ненависть к шиитам проявилась в комментариях, опубликованных wikileaks: “отрубите голову змее (теократическому режиму в Тегеране)”.

Несмотря на попытки многих, в том числе и в Вашингтоне, списать его со счета, король Абдалла крепко вцепился в жизнь. Не далее как 4 июня он встречался с шейхом Мухаммедом бин Зайядом, наследным принцем Абу Даби. Брат Мухаммеда недавно перенес инсульт, и теперь Мухаммед является фактическим правителем ОАЭ. Никто не знает, о чем говорили Абдалла и бин Зайяд. Предположительно – о выборах в Египте и триумфе генерала Сиси. Сиси рассматривается и в Эр-Рияде, и в Абу-Даби в качестве “стабилизирующей силы”. На настоящий момент Абдулла, Зайяд и Сиси – три главных лидера арабского мира. Дальнейшая судьба арабских государств зависит от этих трех лидеров.