Афганская “Хизбалла” в Сирии

22 мая Wall Street Journal опубликовал статью о том, что корпус стражей исламской революции Ирана рекрутирует афганских шиитов на войну в Сирии. Афганцам обещают 500 долларов в месяц и ПМЖ в Иране. Журнал отмечает, что первые сообщения о похоронах афганцев, воевавших на стороне Асада, появились в ноябре 2013, и что первоначально их набирали ради того, чтобы закрыть бреши, образовавшиеся в результате потерь персонала корпуса в Сирии. Возрастающая роль афганских шиитов в сирийской гражданской войне заслуживает пристального изучения, и она имеет далеко идущие последствия для будущего Сирии, Ирана, региональных и сектанстких амбиций режима аятолл.

Уже в октябре 2012 элементы ССА начали распространять утверждения о том. что ими взят в плен афганский шиит Мортада Хуссейн. Позднее появилось короткое видео с его допросом. Присутствие афганцев стало более ощутимым и явным с весны 2013, когда “Хизбалла” открыто заявила о своей интервенции в Сирии. В оппозиционной прессе все чаще стали мелькать фотографии групп вооруженных афганцев, воюющих на стороне Асада. Во многих случаях ясно видны их характерные, и отличные от сирийских лица. В июле 2013 появился первый посмертный постер афганского шиита-шахида Сафера Мухаммеда. Он был украшен флагами “Хизбаллы”, Сирии и Афганистана.

Происхождение афганских легионов Ирана

Афганские шииты, воюющие в Сирии, появляются их трех основных источников. Первый контингент – те, кто уже жил в Сирии до начала гражданской войны. Они концентрировались вокруг знаменитой шиитской святыни Сайда Зейнаб к югу от Дамаска. Исследователь Ахмад Шуджа утверждает, что таковых насчитывалось около 2 тысяч человек. Речь идет о хазара, подвергшихся преследованиям со стороны Талибана. С началом войны они вновь превратились в беженцев, которых преследовали суннитские экстремисты.

Боевикам – представителям этой группы, было позволено сформировать вооруженные отряды по образцу иракской Лива Абу Фадль аль-Аббас (LAFA). Ядро LAFA составляли иракские шииты – беженцы другой гражданской войны – в Ираке. LAFA формировались по образцу отрядов самообороны Народных Комитетов под лозунгом “защиты Сайда Зейнаб”. Обученные в Иране боевики Лиги Праведников и Катаиб Хизбалла еще более расширили иракское присутствие в Сирии.

Второй, и самый большой контингент – афганские шиитские беженцы, проживающие на территории Ирана. В Иране проживает до полумиллиона афганских хазара, в отчете Stimson Center 2010 года отмечено, что треть этих беженцев прожила в Иране более половины своей жизни. Публичные похороны афганских боевиков с ноября 2013 года происходили в Исфахане, Машхаде, Тегеране и Куме. Одного из таких молодых бойцов, студента университета Машхада Ркзу Исмаила обезглавили суннитские джихадисты.

Третьим, и наиболее сомнительным источником афганских шиитских боевиков являются беженцы хазара проживающие в других странах – не в Сирии, и не в Иране. Есть неподтвержденная информация о том, что в Сирии воюет афганец, получивший статус беженца в Австралии. Правительство Афганистана в апреле 2013 заявило,что проведет расследование о вербовке афганцев на сирийскую войну, и попросило, чтобы Иран от подобной вербовки воздержался.