Российская озабоченность и надменность Запада

И это – не новость. Еще в июне 2013 Андреас Умланд в журнале Zeitschrift Internationale Politik писал: “Нет никакого сомнения в том, что России, в случае предварительной ассоциации Украины с ЕС, придется распроститься с ее нео-имперскими мечтами. Украина превратится для Запада в ворота постепенной демократизации всей гигантской пост-советской территории в северной Евразии”. Вагнер указывает на то, что в подобной ситуации Россия не могла не отреагировать. И тут же, несколько неожиданно, Вагнер декларирует: “Следует учитывать, что ее акции – ни что иное, как агрессия, совершаемая исключительно в своих собственных интересах, и Россия несет очень большую долю ответственности и вины за эскалацию конфликта”.

Вагнер при этом полагает, что тезис о том, что администрация Путина только ждала революции в Украине ради того, чтобы оправдать аннексию, не имеет под собой оснований. Вагнер анализирует экономическое развитие Украины и приходит к следующему заключению: “”Любое новое правительство Украины будут судить по тому, удастся ли ему добиться улучшения жизненного уровня и условий труда. Экономическая и политическая стабилизация Украины возможна только при кооперации с Россией. Конфликт из-за Украины может смутировать и развиться в глубокий раскол между Россией и главными капиталистическими государствами, в особенности потому, что Запад двигается в этом направлении”.

Все происходящее напоминает римэйк или сиквэл холодной войны, которая предположительно закончилась в 1990/91. Историк Курт Гриртш пишет в журнале Hintergrund : “Правящие круги Запада и масс-медиа возрождают привычную, саму себя доказывающую мантру, согласно которой все знают, кто виноват: Россия. Западная самоуверенность практические не оставляет пространства для самоанализа и самокритики. И тут начинаешь удивляться – а заканчивалась ли эта самая холодная война в умах многих?”. Запад валит всю вину на Кремль, на “привычный образ русского медведя”, и потому “зло, по определению – русские, и соответственно американцы автоматически оказываются на стороне добра”.

Гиртш напоминает, что Запад не остановился на своем триумфе в 1991, когда Варшавский Пакт был попросту распущен без всякой организации – наследника. За этим последовали несколько шагов по расширению НАТО на Восток. Сие историческое развитие важно помнить, говорит историк. Только так можно понять современное развитие ситуации вокруг Крыма и Украины. Запад всегда стремился, частично из-за внутренней конкуренции, спихнуть Москву с международной арены, добиться того, чтобы она потеряла влияние в международных делах.

Гиртш пишет: “В этом контексте тот факт, что Россия восприняла поддержанную Западом смену режима в качестве атаки против ее собственного суверенитета, не должен никого удивлять. В этом случае, в случае интеграции Украины в западный мир, НАТО выходит на рубеж в 300 км от Москвы. В этой связи западным политикам стоит вспомнить о корнях кубинского ракетного кризиса в 1962 году. Главная цель активности НАТО – склонить Россию к принятию западной модели, в которой экономика будет полностью открыта, рынки, в особенности рынки полезных ископаемых, будут открыты для западных корпораций.